ОРАНЖЕВЫЙ МАНИФЕСТ

Марафон «Новое эволюционное мышление», в котором я сейчас участвую, прошелся по оранжевым струнам нашей жизни и лично-корпоративного «дыхания».

Струны – это метафора Анатолия Баляева к уровням развития ценностей в Спиральной динамике. Спиральная динамика выросла из «двухспиральной эмерджентной модели развития взрослеющих биопсихосоциальных систем» Клэра Грэйвза.

Самая «простая» биопсихосоциальная система – это человек, поэтому с него я и начну свой взгляд на оранжевый цМЕМ (он же «струна», он же «стадия развития ценностей», — почти как в «Москва слезам не верит»: «Георгий Иванович, он же Гоша, он же Гога…»  🙂 ).

 

 

ОРАНЖЕВЫЙ УРОВЕНЬ ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Ключевая линия развития человека, влияющая на его способность, как воспринимать, так и формировать ценности – когнитивное (умственное) развитие. Швейцарский психолог Жан Пиаже в своей теории утверждал, что человеческие когнитивные способности развиваются в детстве постепенно, проявляя всё новые способности и возможности. Так, вступая в возрасте 5-7 лет на стадию «конкретных операций», ребенок начинает уверенно делать прямые и обратные математические операции, он становится способным понять, что видит или чувствует другой человек. Эта стадия когнитивного развития соответствует синему уровню в спиральной динамике. Мне кажется, что до неё природа гарантировано доведет любого человека, живущего в «современной» цивилизации. Следующая стадия по Пиаже – стадия формальных операций. На ней подросток двенадцати-четырнадцати лет приобретает уверенную способность абстрактно мыслить, использовать в своём мышлении дедукцию (то есть строить сложные цепочки причинно-следственных связей), планировать (не путать с фантазировать о будущем). Думаю, переход на эту стадию когнитивного развития доступен не всем. По разным причинам. Кому-то, не позволяют «особенности устройства мозга», кому не дают дорогу «Условия жизни», которые по Грэйвзу – Беку —  Ковану образуют первую спираль в двухспиральной модели.

НЕОРАНЖЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Современная система «массового» образования, среднего и высшего, у нас (на постсоветском пространстве) и на Западе построена на принципах «синей парадигмы». Она может тормозить и не дать развиться предусмотренным природой, как мне кажется, для большинства людей оранжевой, формально-операционной стадии когнитивного развития. Я так много «кручусь» вокруг когнитивного развития, потому что мне кажется, что человек, не перебравшись на «стадию формальных операций» в своём когнитивном развитии не способен воспринять ценности оранжевого уровня. В этом случае разворачиваются две перспективы: застрять надолго на синем уровне ценностей, или в результате неких кризисов или потрясений «скатиться» на красный. А коль уж выше говорилось о системах «массового» образования, то соответствующие перспективы вырисовываются у довольно больших, «массовых», биопсихосоциальных систем: народов, стран, континентов. Думаю, именно система образования, учителя ответственны за то, что бы оранжевая струна начала звучать в сознании подрастающих поколений уже с возраста, определённого Пиаже как переход на стадию формальных операций. Она должна звучать благодаря, а не вопреки.

ОРАНЖЕВАЯ ИСТОРИЯ

Когнитивные способности, а вместе с ними и системы ценностей развиваются не только у отдельных людей. Считается, что человечество в целом двигалось сквозь века и тысячелетия по тем же стадиям, что и отдельный человек. Оранжевая струна начала звучать в сознании лучших представителей человечества: мыслителей, ученых. В западной науке и культуре звучание этой струны проявилось в Научной революции и эпохе Просвещения, социальная жизнь гремела Американской и Великой французской революциями. Наполеон Бонапарт, будучи императором, был, по-моему, очень даже оранжевым монархом, не смотря на то, что монархия «синяя» по своей природе. Он развивал синюю законность, но на новом уровне, и новых принципах, принципах эгалитаризма. Наполеон, для меня, является родоначальникам управленческой компетенции ДЕЛЕГИРОВАНИЕ. Я читал его высказывание о том, что, поручая министру некое дело, он формулировал только конечную цель, сроки. При необходимости, исполнителю давались дополнительные полномочия, а средства достижения цели должен был выбирать исполнитель-министр самостоятельно.

ОРАНЖЕВЫЙ КАПИТАЛИЗМ

Другими главными героями оранжевого оркестра стали ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ. Именно они стали главными «драйверами» формирования массовых оранжевых ценностей. Формой проявления нарастающей оранжевой стадии стал КАПИТАЛИЗМ. Как бы кто не ругал современную стадию капитализма, надо помнить, что нет доказательств возможности «перепрыгнуть через ступеньку» в эволюционном развитии. Возможно, одной из причин краха СССР стала попытка прыгнуть с уже сформировавшегося «синего» в «зелёный коммунизм», минуя «оранжевый капитализм».

В современном мире стоять на месте нельзя, потому что жизнь сродни наклонной плоскости. Или ты двигаешься вверх, или скатываешься вниз. Наклон может быть или казаться не сильно большим, скатывание может быть не сильно заметным, особенно, самому себе. Но этот наклон постоянно увеличивается и мы попадаем в ситуацию, которую описывала Черная Королева  Алисе: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Если вы стабильны и, как вам кажется, сильны, крепко стоите на ногах и никуда не скатываетесь, знайте: есть те, кто поверил Чёрной Королеве и бежит вдвое и втрое быстрее. Всё относительно… точки отсчёта.

И ещё одна важная деталь, попасть в «оранжевый», минуя «синий» невозможно. Красный и оранжевый очень похожи – оба индивидуалисты, любят достижения, поэтому их легко перепутать в современном мире и особенно в себе. Если вы чувствуете, что уже зашли в оранжевый и выше проанализируйте свой синий. Если вы продвинулись дальше, он в вас есть, потому что каждая новая стадия превосходит и включает все предыдущие. Возможно его надо «прокачать», например, на марафоне «Новое эволюционное мышление».

ОРАНЖЕВОЕ МИРОВОЗРЕНИЕ

Когда я познакомился со спиральной динамикой, я пытался найти для понятия «цМЕМ» более простое и понятное слово в собственном лексиконе. Самое близкое, что находилось было мировоззрение. Основные принципы оранжевого мировоззрения:

Индивидуализм – «каждый сам кузнец своего счастья».

Механистичность – всё устроено логично, никакой эзотерики. Если ты познаешь и поймешь «как это работает», ты будешь «на коне», ты сможешь извлечь из этого выгоду.

Нацеленность на результат – главное результат, все средства достижения цели хороши, если они не нарушают Закон напрямую.

Рационализм – человеческий разум основа познания мира, а не догмы из Святого писания. Душа и дух – выдумки святош для слабаков.

Редукционизм – всё сложное можно объяснить с помощью простых правил, законов и вещей.

Эгалитаризм – добиться успеха могут все, а политическая, экономическая, правовая системы общества должны этому способствовать или хотя бы не противостоять.

Эффективность – в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто приходит к цели раньше и с меньшими затратами ресурсов. Цели: успех и признание, главное мерило – деньги.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Для массового разворачивания тех или иных стадий развития в бОльших, чем человек биопсихосоциальных системах решающую роль играют условия жизни. По Беку-Ковану они определяются четырьмя основными параметрами: время (историческое), место (географическое), условия и обстоятельства. Если время и место для больших биопсихосоциальных систем определены, то условия и обстоятельства создаются самыми простыми биопсихосоциальными системами – людьми. Новые мировоззрения рождаются в сознании отдельных передовых представителей социума. Именно они в результате своей ДЕЯТЕЛЬНОСТИ способствуют распространению прогрессивных идей, изменяющих условия и обстоятельства вокруг себя. Эти круги расширяясь вовлекают в эволюционное движение новых людей, которые создают новые круги.

Спасибо Анатолию Баляеву за его деятельность в просвещении, продвижении спиральной динамики и интегрального подхода. Деятельности должно предшествовать знание и понимание, что бы она была осмысленной и осознанной.

Законы эволюции, к сожалению, не гарантируют поступательного движения только вперёд и вверх, так что, коллеги, ДЕЙСТВУЙТЕ!!!