Что такое СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА, для меня?

Спиральная динамика – это одна из моделей, карт вертикального развития/взросления живых систем и методология управления изменениями в этих системах.

Живые системы – это, по-Грэйвзу, биопсихосоциальные системы. Самая простая – человек, посложнее – семья, организация, компания, предприятие. Самая сложная, из известных сегодня, – человечество.

Александр Фридман говорит: «Теория без практики мертва, а практика без теории туповата». Что бы управлять чем-то, надо знать, как это что-то устроено. Спиральная динамика, как теория, рассказывает, как устроен процесс взросления–эволюционного развития любых биопсихосоциальных систем и убедительно показывает, что процесс развития человека, коллектива и человечества очень похожи. В методологической своей части спиральная динамика даёт описание того, как можно влиять на это развитие и даже управлять некоторыми процессами внутри него.

Начнём с предыстории и предпосылок появления спиральной динамики.

Читатели постарше, которые ещё застали советскую систему образования, знакомились со спиралью развития социальных устройств человеческого общества от Карла Маркса:

  1. первобытно-общинный строй,
  2. рабовладельческий строй,
  3. феодализм,
  4. капитализм,
  5. социализм,
  6. коммунизм.

Движком этого процесса была диалектика — наличие вступавших в противоречие производственных сил и производственных отношений. Противоречие возникало из-за разной скорости развития этой парочки и приводило к скачку на новый виток спирали.

Культурный антрополог середины ХХ века Жан Гебсер, изучая развитие коллективного сознания человечества, выделил стадии его развития:

  1. архаическую,
  2. магическую,
  3. мифическую,
  4. ментально-реалистическую,
  5. плюралистическую
  6. интегральную.

Швейцарский психолог Жан Пиаже изучал когнитивное развитие детей и тоже обнаружил «спираль», «витками» которой стали стадии когнитивного (умственного) развития человека:

  1. сенсо-моторная,
  2. дооперационная,
  3. конкретных операций,
  4. формальных операций.

Абрахам Маслоу рассматривал потребности «самой простой биопсихосоциальной системы» – человека. Он  описал их иерархическое развитие в виде известной пирамиды, где снизу вверх разворачивались :

  1. физиологические потребности,
  2. потребности в безопасности,
  3. потребность в принадлежности и любви,
  4. потребность в достижении успеха и признании,
  5. познавательные потребности,
  6. эстетические потребности,
  7. потребность в самоактуализации.

Отец спиральной динамики, американский психолог  Клэр Грэйвз десятки лет посвятил исследованиям «интегрального показателя человеческого развития» — ценностей. Грэйвз был учёным, профессором и его теория называлась «…Эмерджентная циклическая двуспиральная модель взрослеющих человеческих биопсихосоциальных систем».

Широкому кругу «ненаучнопсихологического» сообщества стало известно развитие работы Клэра Грэйвза его последователями и учениками Доном Беком и Крисом Кованом. Эти парни были, в том числе, консультантами, поэтому они провели «маркетинговую обработку» труда своего учителя: назвали модель коротко и звучно – «Спиральная динамика», а стадии развития, обозначавшиеся Грэйвзом парами букв, «раскрасили» в разные цвета:

  1. бежевый
  2. фиолетовый
  3. красный
  4. синий
  5. оранжевый
  6. зелёный
  7. желтый
  8. бирюзовый
  9. коралловый.

 

 

Базовые стадии развития (они же цМЕМ-ы) двигаются по второй спирали двухспиральной модели Грэйвза, которая является ведомой. По ведущей, первой спирали двигаются УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, которые  определяются четырьмя основными компонентами: Время (историческое), Место (географическое), Проблемы и Обстоятельства (социальные).

Иллюстрацией четвёртого фактора, «Обстоятельства» является «Забег на 100 долларов» :

Я не консультант по Спиральной динамике.

Я делюсь собственными взглядами, инсайтами, размышлениями о ней, рассматривая её как один из ярких примеров одной из частей (СТАДИИ/ЛИНИИ) интегрального подхода.

Ближайшие посты будут посвящены очень краткому описанию  базовых стадий (ц-МЕМ-ов) и их проявлениям в человеке и человечестве, организациях, бизнесе и менеджменте. После знакомства со стадиями, перейдем к методологии применения спиральной динамики при управлении изменениями.

Далее:

Спиральная динамика. Бежевая стадия