Что такое СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА, для меня?
Спиральная динамика – это одна из моделей, карт вертикального развития/взросления живых систем и методология управления изменениями в этих системах.
Живые системы – это, по-Грэйвзу, биопсихосоциальные системы. Самая простая – человек, посложнее – семья, организация, компания, предприятие. Самая сложная, из известных сегодня, – человечество.
Александр Фридман говорит: «Теория без практики мертва, а практика без теории туповата». Что бы управлять чем-то, надо знать, как это что-то устроено. Спиральная динамика, как теория, рассказывает, как устроен процесс взросления–эволюционного развития любых биопсихосоциальных систем и убедительно показывает, что процесс развития человека, коллектива и человечества очень похожи. В методологической своей части спиральная динамика даёт описание того, как можно влиять на это развитие и даже управлять некоторыми процессами внутри него.
Начнём с предыстории и предпосылок появления спиральной динамики.
Читатели постарше, которые ещё застали советскую систему образования, знакомились со спиралью развития социальных устройств человеческого общества от Карла Маркса:
- первобытно-общинный строй,
- рабовладельческий строй,
- феодализм,
- капитализм,
- социализм,
- коммунизм.
Движком этого процесса была диалектика — наличие вступавших в противоречие производственных сил и производственных отношений. Противоречие возникало из-за разной скорости развития этой парочки и приводило к скачку на новый виток спирали.
Культурный антрополог середины ХХ века Жан Гебсер, изучая развитие коллективного сознания человечества, выделил стадии его развития:
- архаическую,
- магическую,
- мифическую,
- ментально-реалистическую,
- плюралистическую
- интегральную.
Швейцарский психолог Жан Пиаже изучал когнитивное развитие детей и тоже обнаружил «спираль», «витками» которой стали стадии когнитивного (умственного) развития человека:
- сенсо-моторная,
- дооперационная,
- конкретных операций,
- формальных операций.
Абрахам Маслоу рассматривал потребности «самой простой биопсихосоциальной системы» – человека. Он описал их иерархическое развитие в виде известной пирамиды, где снизу вверх разворачивались :
- физиологические потребности,
- потребности в безопасности,
- потребность в принадлежности и любви,
- потребность в достижении успеха и признании,
- познавательные потребности,
- эстетические потребности,
- потребность в самоактуализации.
Отец спиральной динамики, американский психолог Клэр Грэйвз десятки лет посвятил исследованиям «интегрального показателя человеческого развития» — ценностей. Грэйвз был учёным, профессором и его теория называлась «…Эмерджентная циклическая двуспиральная модель взрослеющих человеческих биопсихосоциальных систем».
Широкому кругу «ненаучнопсихологического» сообщества стало известно развитие работы Клэра Грэйвза его последователями и учениками Доном Беком и Крисом Кованом. Эти парни были, в том числе, консультантами, поэтому они провели «маркетинговую обработку» труда своего учителя: назвали модель коротко и звучно – «Спиральная динамика», а стадии развития, обозначавшиеся Грэйвзом парами букв, «раскрасили» в разные цвета:
- бежевый
- фиолетовый
- красный
- синий
- оранжевый
- зелёный
- желтый
- бирюзовый
- коралловый.
Базовые стадии развития (они же цМЕМ-ы) двигаются по второй спирали двухспиральной модели Грэйвза, которая является ведомой. По ведущей, первой спирали двигаются УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, которые определяются четырьмя основными компонентами: Время (историческое), Место (географическое), Проблемы и Обстоятельства (социальные).
Иллюстрацией четвёртого фактора, «Обстоятельства» является «Забег на 100 долларов» :
Я не консультант по Спиральной динамике.
Я делюсь собственными взглядами, инсайтами, размышлениями о ней, рассматривая её как один из ярких примеров одной из частей (СТАДИИ/ЛИНИИ) интегрального подхода.
Ближайшие посты будут посвящены очень краткому описанию базовых стадий (ц-МЕМ-ов) и их проявлениям в человеке и человечестве, организациях, бизнесе и менеджменте. После знакомства со стадиями, перейдем к методологии применения спиральной динамики при управлении изменениями.
Далее:
Андрей, благодарю за эту информацию, изложенную ясно, просто, с лёгким юмором.