Продолжаем смотреть на развитие биопсихосоцальных систем с «разных сторон»: на растущего человека, взрослеющее человечество, отражение «ранних стадий» в «современной взрослой» жизни и бизнесе. Предыдущая стадия была:
Через месяц-другой после рождения в глазах младенца появляется некий огонёк интереса к окружающему миру и его освоению. Правда он слабо себя от этого мира отделяет. Кусая край кроватки, ему кажется, что ей также больно, как и ему, когда он кусает свой палец. По Пиаже младенец находится на той же сенсо-моторной стадии, но в ней активно развивается? начинает говорить первые слова. Он узнаёт о «константности предметов» — если предмет убрали из поля зрения, младенец ищет его. «Константность количества вещества» ему пока не по зубам…
В далёкой истории наши предки совершили скачок на эту стадию в период от семидесяти до пятидесяти тысяч лет назад, когда случилось то, что известный антрополог, а ныне и футуролог, Юваль Ной Харари называет «когнитивная революция». У людей появилась речь, они стали объединяться в семьи, кланы и небольшие племена. Плотность населения в те времена позволяла этим кланам и племенам, численностью до 30-40 человек, не часто встречаться и ещё реже конфликтовать или конкурировать за то, что для них было ценным. А ценным, кроме «бежевых» еды и питья, было то, что связано с семьёй, родом. Письменности не было. Долго жили немногие. Дожившие до старости являлись носителями традиций и знания, что давало им почёт и уважение.
Люди не могли понять и объяснить окружающий мир, а фантазия, страх и трепет перед неизвестным, наличие речи и способность к тому, что сейчас принято называть «сторителлингом» создали легенды и мифы. Героями этих мифов были предки-прародители и их неотделимые помощники и защитники: большой камень у изгиба ручья или вековой дуб на ближайшей поляне, дух огня или бог грома. Жан Гебсер называл эту стадию развития «Магическая».
«Пережитками» этой стадии в современном мире являются «языческие ритуалы» гадания и ворожба, суеверные страхи и иррациональные приметы.
На этой стадии «простые» не избалованные бизнес-образованием люди создают многие семейные и малые бизнесы, стартапы. На этом этапе у основателей есть желание делать что-то своё, идея, небольшая команда, которая очень похожа на семью, даже если таковой не является. Маркетинг, управленческий и финансовый учёт, оперативное и стратегическое планирование – это «Духи», неведомые и непонятные. Есть много видов бизнеса которые могут оставаться на этой стадии долгие годы: семейная пекарня в небольшом городке, небольшая парикмахерская, производство «хэнд-мэйд» сувениров и т.д. Даже в выросших больших компаниях, продвинувшихся далеко в своём развитии или созданных «продвинутыми» МВА-образованными основателями, могут встречаться здоровые проявления фиолетовой стадии: иррациональные ритуалы, например, «посвящения» новых членов коллектива или пышных проводов на пенсию пожилых сотрудников, неофициальная символика компании или её подразделений -«тотемы» и т.д. Самый распространенный в компании ответ на вопрос: «Почему?», звучит: «Потому что так принято».
Один из новых трендов организационного развития и управления изменениями – корпоративная антропология, занимается поиском здоровых и не очень проявлений этой «магической» стадии, в действующей культуре организации. Корпоративная антропология помогает использовать обнаруженные феномены, в рациональном управлении компаниями и организациями, проектировании и проведении изменений.
ДАЛЕЕ: