Клэр Грэйвз обратил внимание, что следующий за зелёным переход является принципиально отличным от всех остальных. Поэтому все уровни, включая зелёный, он отнёс к уровням первого порядка, а то, что наступает «после того» назвал вторым порядком.

Ключевое отличие уровней второго порядка от первопорядковых – это признание «права на жизнь», важность и необходимость ценностей всех предыдущих уровней. Все первопорядковые уровни/стадии считают свою систему ценностей единственно-правильной. И даже зелёный, который готов был признать права всех и вся, отрицал право на жизнь ценностей предыдущих стадий. Более того, он готов с ними бороться вплоть до полного их уничтожения. Об одном из последствий такой позиции зелёного можно почитать в книге Кена Уилбера «Трамп и эпоха пост-правды».

Второй порядок рассмотрел принцип превосхождения (трасценденции) и включения, что сделало его поистине интегральным уровнем сознания. Он сравнил эволюционное развитие с «луковицей», при «вступлении в права» каждого следующего уровня, он не заменяет предыдущий, а охватывает его включая в действующую систему ценностей. Ещё одной подходящей, «русской» метафорой «трасценденции и включения» является матрёшка.

Заглядывая в то, что уже было сказано о спиральной динамике, чтобы двинуться дальше напомню кое-что. Ведущей спиралью является та, по которой двигаются Условия жизни, они пробуждают те или иные ценности. Стадии развития ценностей, цМЕМ-ы, двигаются вслед за ними. В предыдущих постах напрямую не говорилось, но внимательный читатель мог заметить, что при каждом переходе между стадиями, качался маятник Я-МЫ: то Эго проявлялось, то чувство коллективизма выходило на роль определяющего ценности.

Второпорядковые условия жизни ещё не сложились или не созрели до того уровня, чтобы определять или втягивать в круг своего влияния большие массы людей или обществ. А проблемные зоны этих условий жизни уже можно видеть и ощущать, главная их характеристика – глобальность. К этим глобальным угрозам можно отнести: глобальные экологические проблемы, катастрофическое социальное расслоение как между людьми внутри относительно замкнутых социальных систем – стран, так и между странами и континентами в мировом масштабе, утрата старых духовных ориентиров, замена которым пока не найдена. Осознание этих проблем не доступно большинству людей, а современные элиты, находящиеся у власти и распоряжающиеся основными ресурсами, не готовы их признавать и тем более предлагать приемлемые пути их решения.

Небольшая цитата из «Спиральной динамики» Бека и Кована : «Факторы окружающей среды (время, место, условия, обстоятельства) пробуждают внутри людей и обществ системы, предназначенные для выживания и адаптации к этим конкретным условиям жизни. Некоторые индивидуумы рождаются вне времени. Их умы могут быть готовы к эре, находящейся за горизонтом большинства других».

Второй порядок – это скорее про таких людей. Уверенно доказавших свою жизнестойкость на продолжительном отрезке времени социальных систем пока нет или почти нет.

Следующий пост будет посвящён двум второпорядковым стадиям: индивидуалистичной жёлтой и коллективной бирюзовой. Взглянем на то, чем отличаются забравшиеся туда «индивиды, рождённые вне времени». Предложу некоторые соображения о второпорядковых организациях. Немного заглянем за горизонт второго порядка.

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Спиральная динамика. Через второй порядок за его горизонт