Темой текущей недели в блоге будет «ЛИДЕРСТВО».

Я поделюсь своими соображениями и «теориями», которые меня по этой теме заинтересовали.

Постараюсь с этой темой в формат 4х4 «вписаться». Сегодня будет небольшое введение и следом ещё три темы:

  • «Мастера спирали». Универсальный стиль лидерства ВОА
  • Вертикальное развитие лидеров «по мотивам» Сюзанны Кук-Гройтер
  • О лидерстве у Ицхака Адизеса. Заключение

Я не буду приводить «традиционной» таблицы противопоставления менеджера и лидера, в которой приводится десяток другой пар типа: «принуждает — вдохновляет», потому что, по-моему, эти противопоставления «чушь собачья».

Почему?

Потому что менеджмент — это ОРУ (по Г.П. Щедровицкому), где: О-организация, Р-руководство, У – управление – воздействие на объекты управления, которые находятся в движении и самодвижении и никогда не отказываются от своих целей и самодвижения.

Потому что мы живём в XXI веке, где «объекты управления» — работники умственного труда, которые являются или становятся большинством, по крайней мере в окружении тех, кто может прочитать этот блог. Эти работники, по Друкеру, имеют собственные портативные средства производства (мозг, как минимум).

Методы их эффективной эксплуатации руководителями (менеджерами), а не начальниками (разница у А. Фридмана) без лидерства уже не работают, по крайней мере долго и эффективно. «Эксплуатация» — в хорошем смысле этого слова (тоже по- Фридману).

Лидерство – важнейшая профессиональная компетенция современного менеджера.

Для меня, лидерство – это обеспечение занятия в социальной группе доминирующего положения, наличие власти над группой, управление этой группой для достижения выработанных или принятых и поддержанных лидером целей, с «разумным» энтузиазмом и без сопротивления большинства участников группы.

Слова «доминирование» и «власть» — хорошие, а не ругательные. Они не подразумевают физического насилия или унижения окружающих. Умение быть, при необходимости, директивным, контролирующим, авторитарным лидеру тоже необходимо, хотя это не основные его методы.

Любой менеджер-руководитель, по-моему, должен быть или стремиться быть лидером в управляемом коллективе.

Лидерство руководителя не отрицает возможности существования в той же группе неформального лидера. В этом случае, лидеру формальному лучше с ним не «воевать», а договориться о «разделе зон влияния» без угрозы достижению цели и собственной власти. Если договориться не удаётся, можно попытаться перехватить лидерство и неформальное самому, или «сдвинуть» неформальное лидерство на кого-то из лояльных участников группы. Если не получается или не знаете как, неформального лидера лучше «ликвидировать».

Знание основ психологии чрезвычайно важны для лидера.

В споре является ли способность и склонность к лидерству, качеством врождённым или приобретаемым  в результате социальных взаимодействий, в том числе воспитания, пока счёт ничейный.

Локус контроля – склонность человека приписывать свои неудачи и успехи внутренним или внешним факторам.  Как вы можете догадаться, человеку с внешним локусом контроля лидером быть вряд ли получится. Хорошая новость: с этим можно работать, и «хороший» результат, вполне, вероятен.

Эмпатия – способность к сопереживанию, необходимое и важное для лидера качество. За способность к эмпатии в мозге, отвечают зеркальные нейроны. Беда. Американские учёные, обследуя топ-менеджеров больших компаний, обнаружили, что нахождение на руководящих должностях продолжительное время уменьшает количество (не представляю, как считали) и активность зеркальных нейронов.

Хорошая новость: медитации (mindfulness, например) не только повышают стрессоустойчивость, а и повышают способность к эмпатии.

В следующем посте о лидерстве вернёмся ненадолго к спиральной динамике.

Кратко расскажу о мастерах спирали.

 

Лидерство. Мастера спирали