Темой текущей недели в блоге будет «ЛИДЕРСТВО».
Я поделюсь своими соображениями и «теориями», которые меня по этой теме заинтересовали.
Постараюсь с этой темой в формат 4х4 «вписаться». Сегодня будет небольшое введение и следом ещё три темы:
- «Мастера спирали». Универсальный стиль лидерства ВОА
- Вертикальное развитие лидеров «по мотивам» Сюзанны Кук-Гройтер
- О лидерстве у Ицхака Адизеса. Заключение
Я не буду приводить «традиционной» таблицы противопоставления менеджера и лидера, в которой приводится десяток другой пар типа: «принуждает — вдохновляет», потому что, по-моему, эти противопоставления «чушь собачья».
Почему?
Потому что менеджмент — это ОРУ (по Г.П. Щедровицкому), где: О-организация, Р-руководство, У – управление – воздействие на объекты управления, которые находятся в движении и самодвижении и никогда не отказываются от своих целей и самодвижения.
Потому что мы живём в XXI веке, где «объекты управления» — работники умственного труда, которые являются или становятся большинством, по крайней мере в окружении тех, кто может прочитать этот блог. Эти работники, по Друкеру, имеют собственные портативные средства производства (мозг, как минимум).
Методы их эффективной эксплуатации руководителями (менеджерами), а не начальниками (разница у А. Фридмана) без лидерства уже не работают, по крайней мере долго и эффективно. «Эксплуатация» — в хорошем смысле этого слова (тоже по- Фридману).
Лидерство – важнейшая профессиональная компетенция современного менеджера.
Для меня, лидерство – это обеспечение занятия в социальной группе доминирующего положения, наличие власти над группой, управление этой группой для достижения выработанных или принятых и поддержанных лидером целей, с «разумным» энтузиазмом и без сопротивления большинства участников группы.
Слова «доминирование» и «власть» — хорошие, а не ругательные. Они не подразумевают физического насилия или унижения окружающих. Умение быть, при необходимости, директивным, контролирующим, авторитарным лидеру тоже необходимо, хотя это не основные его методы.
Любой менеджер-руководитель, по-моему, должен быть или стремиться быть лидером в управляемом коллективе.
Лидерство руководителя не отрицает возможности существования в той же группе неформального лидера. В этом случае, лидеру формальному лучше с ним не «воевать», а договориться о «разделе зон влияния» без угрозы достижению цели и собственной власти. Если договориться не удаётся, можно попытаться перехватить лидерство и неформальное самому, или «сдвинуть» неформальное лидерство на кого-то из лояльных участников группы. Если не получается или не знаете как, неформального лидера лучше «ликвидировать».
Знание основ психологии чрезвычайно важны для лидера.
В споре является ли способность и склонность к лидерству, качеством врождённым или приобретаемым в результате социальных взаимодействий, в том числе воспитания, пока счёт ничейный.
Локус контроля – склонность человека приписывать свои неудачи и успехи внутренним или внешним факторам. Как вы можете догадаться, человеку с внешним локусом контроля лидером быть вряд ли получится. Хорошая новость: с этим можно работать, и «хороший» результат, вполне, вероятен.
Эмпатия – способность к сопереживанию, необходимое и важное для лидера качество. За способность к эмпатии в мозге, отвечают зеркальные нейроны. Беда. Американские учёные, обследуя топ-менеджеров больших компаний, обнаружили, что нахождение на руководящих должностях продолжительное время уменьшает количество (не представляю, как считали) и активность зеркальных нейронов.
Хорошая новость: медитации (mindfulness, например) не только повышают стрессоустойчивость, а и повышают способность к эмпатии.
В следующем посте о лидерстве вернёмся ненадолго к спиральной динамике.
Кратко расскажу о мастерах спирали.