Пришло время на недолго вернуться к «Спиральной динамике».
Лидеров второго порядка авторы книги называют мастерами спирали. Ими могут быть люди, добравшиеся до «второго порядка». Помните главное отличие уровней развития ценностей второго порядка от всех первопорядковых? Они знают и понимают ценности всех уровней и принимают их «право на жизнь».
Познакомимся с универсальным стилем лидерства по мотивам «Спиральной динамики». Аббревиатурой его является «ВОА», по первым буквам трёх основных компонентов: Вежливость, Открытость, Автократия.
ВЕЖЛИВОСТЬ
Вежливость – это удовлетворение потребностей других, а не самого лидера. Время задуматься об этом лидерском «приеме», если вы почувствовали, что не работает старая формула «Я не должен быть вежливым – я Босс». Судя по исследованиям и публикациям, серьёзным и шуточным, без этого инструмента не «сработаться» с милениалами.

Формат блога 4х4, поэтому расскажу о четырех «ключевых точках» вежливости, в моём прочтении «Спиральной динамики».
Эмпатия. Этот «инструмент» эмоционального интеллекта, стоит того, что бы к нему возвращаться снова и снова. Хочу, однако, обратить внимание на два существенных момента этой способности к сопереживанию.
- Для лидера процесс применения этого «инструмента» должен быть осознанным, что не отменяет искренности. Искреннее сопереживание не связано с желанием помочь человеку в решении его проблем, но и не мешает ему. Это два разных процесса.
- Эмпатия не должна приводить вас к глубокой эмоциональной вовлечённости в проблемы собеседника.
Соблюдение социальных ритуалов. Лидер должен знать, чувствовать и соблюдать ритуалы той среды, в которой он находится. Это очень важно в рамках кросс-культурных взаимодействий.
Забота без лишнего любопытства. Вы можете помогать своим последователям или подчиненным, если чувствуете потребность и возможность этого. Но не «лезьте в душу», если человек сам не готов раскрыться. Будьте аккуратнее при нанесении пользы и принесении добра.
Умение сказать: «Нет». Владимир Тарасов учил «меня», что для начала хорошо бы научиться, сказав «нет», не «корить» себя после этого. Высшей точкой мастерства в этом вопросе является умение сказать: «Нет», не объясняя.
ОТКРЫТОСТЬ
Не всегда «приятное» свойство открытости – Организации, практически, нельзя быть открытым внутри и закрытым «наружу» или наоборот. Этот принцип должен быть «искренним» и «сквозным».
Принятию этого принципа может помочь понимание того, что открытость не противоречит конфиденциальности. Даже у открытых организаций может быть конфиденциальная информация. Требования конфиденциальности могут быть продиктованы законодательством или сферой деятельности организации. У любой коммерческой организации должна быть «коммерческая тайна», которую надо «охранять».
Главный залог открытости – это доверие: между лидером и участниками группы, между менеджментом и рядовыми сотрудниками, между организацией и её клиентами.
АВТОКРАТИЯ
Авторы «Спиральной динамики» вспоминают принцип президента США Трумэна «Фишка дальше не идёт». Фраза пришла из покера, где фишка ставилась перед игроком, который должен был сдавать карты. Когда Гари Трумэн говорил: «Фишка дальше не идёт», он имел ввиду, что обсуждение окончено и решение будет принимать он сам.
Там же высказано предположение, что «Лидер со здоровой автократией не становится тираном». Методов обеспечения этого здоровья мне из книги не запомнилось.

Применение этого принципа, напомнило мне «Демократуру» Ицхака Адизеса.
Следующий пост посвящён вертикальному развитию лидеров, в частности, взгляду на этот вопрос Сюзаны Кук-Гройтер.