
Инструмент значительно моложе рассматриваемого в первом сезоне SWOT-анализа. В отличие от него, как применить канву за пределами стратегического менеджмента я не знаю.
Бизнес-модель коммерческой организации – это основные принципы её функционирования и развития, определяющие и позволяющие ей выполнять своё предназначение и зарабатывать прибыль.
Шаблон (канва) – это структурированное графическое изображение, показывающее и описывающее бизнес-модель.
План 4×4.proSTRATEGY II следующий:
- Введение(сегодня) в котором я отвечу на четыре вопроса из «лестницы вопросов». «Что?» оставим на второй пост.
- Отвечая на вопрос «Что?», расскажу о блоках шаблона и их наполнении. Блоков девять так, что формат «4х4» будет нарушен.
- О связи и совместном использовании канвы с другими методами и инструментами, в том числе SWOT-анализом.
- Заключение. Пока не знаю, что в нём будет.

Поехали.
Начинаем с «Для чего?».
Сначала, для чего эти посты. Начинаем традиционно с того, «НЕ для чего?». Формат блога и объём постов не может дать и не ставит себе целью досконально раскрыть тему и дать чёткие инструкции по применению описываемых инструментов. Моя цель: познакомить Кого-то, вас, с инструментом или темой, заинтересовать, обратить внимание на моменты, которые Интересны, Важны, Используемы (КИВИ).
Для чего использовать шаблон бизнес модели?
- Для того, чтобы превратить мысли, мечты, соображения в бизнес-модель. Вспомните разницу между «Планировать» и «Строить планы».
- Для того, чтобы бизнес-модель могли обсудить несколько человек – команда.
- Для того что бы одинаково понять текущие состояние и принципы функционирование бизнеса организации всеми участниками команды.
- Для того что бы определить будущее желаемые состояние и принципы функционирование бизнеса организации, и одинаковое понимание их всеми участниками команды.
Когда использовать шаблон бизнес модели?
- Когда всё хорошо. Бизнес-процессы работают. Деньги текут. Прибыль на должном уровне. Растём …или не растём. Хочется понять почему.
- Когда всё плохо. Конкуренты вытаптывают наши поляны. Клиенты не довольны. Люди уходят. Финансовый поток ослабевает. Почему? Не понятно.
- Когда изменились владельцы или команда ТОП-менеджеров, или они сознательно решили бизнес-модель изменить.
- Когда владельцы или ТОП-менеджеры поняли, что стратегический менеджмент бывает не только в книгах и глобальных корпорациях, но не знают с чего начать.
Как использовать шаблон бизнес модели?
- Командно. С моделью надо работать командой. Вспоминайте один из лучших методов командной работы – мозговой штурм.
- Работать над заполнением шаблона лучше обоими полушариями мозга. Так же, как и в mind—map, постарайтесь разбудить творческое начало. Используйте цветные стикеры, рисуйте, пишите разными цветами…
- Используйте интуицию и чувства, но опирайтесь на данные. Для сбора данных надо провести подготовительную работу.
- Стратегическая сессия – формат, очень подходящий для такой работы.
Кто должен работать над шаблоном бизнес модели?
- Кто НЕ «должен», кому я бы советовал делать это с осторожностью. Менеджер среднего звена в компании с «традиционной» системой управления, не собирающийся менять работу, прочитавший и заинтересовавшийся…
- Кто должен? Команда, уполномоченная на создание стратегии компании.
- Команде(ам), готовящим данные во время предварительной подготовки не плохо знать о канве бизнес-модели. Можно даже с ними провести мозговые штурмы в формате «Генерация вопросов». Эти сгенерированные вопросы вместе с данными – на «вход» стратегической сессии.
- НЕ лучшие кандидаты в команду, работающую над стратегией, — главный бухгалтер и главный юрисконсульт.
В следующем посте отвечу на вопрос «ЧТО?».