Про СТРАТЕГИЮ во втором сезоне будет не теория, а практика. Рассмотрим практический инструмент стратегического менеджмента – шаблон (канва) бизнес модели в «редакции» Александра Остервальдера и Ива Пинье.

Инструмент значительно моложе рассматриваемого в первом сезоне SWOT-анализа. В отличие от него, как применить канву за пределами стратегического менеджмента я не знаю.

Бизнес-модель коммерческой организации – это основные принципы её функционирования и развития, определяющие и позволяющие ей выполнять своё предназначение и зарабатывать прибыль.

Шаблон (канва) – это структурированное графическое изображение, показывающее и описывающее бизнес-модель.

План 4×4.proSTRATEGY II следующий:

  • Введение(сегодня) в котором я отвечу на четыре вопроса из «лестницы вопросов». «Что?» оставим на второй пост.
  • Отвечая на вопрос «Что?», расскажу о блоках шаблона и их наполнении. Блоков девять так, что формат «4х4» будет нарушен.
  • О связи и совместном использовании канвы с другими методами и инструментами, в том числе SWOT-анализом.
  • Заключение. Пока не знаю, что в нём будет.

Поехали.

Начинаем с «Для чего?».

Сначала, для чего эти посты. Начинаем традиционно с того, «НЕ для чего?». Формат блога и объём постов не может дать и не ставит себе целью досконально раскрыть тему и дать чёткие инструкции по применению описываемых инструментов. Моя цель: познакомить Кого-то, вас, с инструментом или темой, заинтересовать, обратить внимание на  моменты, которые Интересны, Важны, Используемы (КИВИ).

Для чего использовать шаблон бизнес модели?

  • Для того, чтобы превратить мысли, мечты, соображения в бизнес-модель. Вспомните разницу между «Планировать» и «Строить планы».
  • Для того, чтобы бизнес-модель могли обсудить несколько человек – команда.
  • Для того что бы одинаково понять текущие состояние и принципы функционирование бизнеса организации всеми участниками команды.
  • Для того что бы определить будущее желаемые состояние и принципы функционирование бизнеса организации, и одинаковое понимание их всеми участниками команды.

 Когда использовать шаблон бизнес модели?

  • Когда всё хорошо. Бизнес-процессы работают. Деньги текут. Прибыль на должном уровне. Растём …или не растём. Хочется понять почему.
  • Когда всё плохо. Конкуренты вытаптывают наши поляны. Клиенты не довольны. Люди уходят. Финансовый поток ослабевает. Почему? Не понятно.
  • Когда изменились владельцы или команда ТОП-менеджеров, или они сознательно решили бизнес-модель изменить.
  • Когда владельцы или ТОП-менеджеры поняли, что стратегический менеджмент бывает не только в книгах и глобальных корпорациях, но не знают с чего начать.

 Как использовать шаблон бизнес модели?

  • Командно. С моделью надо работать командой. Вспоминайте один из лучших методов командной работы – мозговой штурм.
  • Работать над заполнением шаблона лучше обоими полушариями мозга. Так же, как и в mindmap, постарайтесь разбудить творческое начало. Используйте цветные стикеры, рисуйте, пишите разными цветами…
  • Используйте интуицию и чувства, но опирайтесь на данные. Для сбора данных надо провести подготовительную работу.
  • Стратегическая сессия – формат, очень подходящий для такой работы.

 Кто должен работать над шаблоном бизнес модели?

  • Кто НЕ «должен», кому я бы советовал делать это с осторожностью. Менеджер среднего звена в компании с «традиционной» системой управления, не собирающийся менять работу, прочитавший и заинтересовавшийся…
  • Кто должен? Команда, уполномоченная на создание стратегии компании.
  • Команде(ам), готовящим данные во время предварительной подготовки не плохо знать о канве бизнес-модели. Можно даже с ними провести мозговые штурмы в формате «Генерация вопросов». Эти сгенерированные вопросы вместе с данными – на «вход» стратегической сессии.
  • НЕ лучшие кандидаты в команду, работающую над стратегией, — главный бухгалтер и главный юрисконсульт.

 

В следующем посте отвечу на вопрос «ЧТО?».

 

proSTRATEGY II Шаблон (канва) бизнес-модели. Продолжение.