Сегодня продолжаем заполнять шаблон (канву) бизнес-модели по Остервальдеру-Пинье.

Правая, Клиентская, часть шаблона уже заполнены, переходим в левую.

Ключевые ресурсы

Для каждой бизнес-модели ключевыми могут быть разные ресурсы. Четыре ключевых группы ресурсов:

Материальные — инфраструктура, сырьё и комплектующие…

Интеллектуальные — интеллектуальная собственность, торговые марки, патенты…

Человеческие  — персонал. Квалификация или творческие способности ваших сотрдников, особенно в узких или специфических областях знаний и умений, могут определять вашу возможность создавать ценность для ваших Клиентов.

Финансовые – деньги или способность доступа к ним. Разные бизнес-модели имеют разную потребность в финансовой подпитке на разных этапах жизненного цикла. Например, Вы строите новое производство – вам нужны разовые финансовые вливания, но на длительный срок, или вы продаёте товары на сегменте, где Клиентами востребована отсрочка платежа или рассрочка — вам понадобятся непрерывные кредитные линии ваших поставщиков или финансовых организаций.

Я бы добавил сюда ключевой ресурс – Время.  Есть виды деятельности где время играет важную роль. И часто бывает «Вовремя важнее, чем правильно».

Ключевые виды деятельности

В этот блок включаются виды деятельности, которые создают ценность ваших предложений Клиенту.

Бухучёт, содержание и поддержание вашего офиса или производства, юридическое сопровождение вашей деятельности – это то, без чего невозможно существование вашего бизнеса. Они требуют внимания и заботы, но они не относятся к ключевым с точки зрения бизнес-модели – их не надо писать в канву.

А что же написать?

У Остервальдера  и Пинье выделяются следующие классы:

Производство. Оно включает в себя полный цикл разработки, производства и вывода на рынок товаров, соответствующих цены, качества или других потребительских свойств.

Разрешение проблем. Обобщенное название бизнес-моделей по оказанию услуг. Оно точно отражает направленность на клиента. Услуги могут быть разные: сервисное обслуживание, консалтинг, обучение, инжиниринговые услуги, медицинская помощь, но все они направлены на решение каких-то проблем Клиента.

Платформы и сети. Активно развивающийся сегодня класс бизнес-деятельности. Платформы являются «площадками», помогающими взаимодействию потребителей с производителями или товаро-, услуго-проводящими организациями. Они сами не производят и не продают товары, не имеют отелей и квартир, автомобилей и магазинов, но позволяют владельцам всего этого эффективно взаимодействовать со своими Клиентами. Примеры: Visa, Mastercard и PayPal; Booking.com и AirbNb; Uber; AliExpress и Onliner.

Разные модели требуют разных ключевых ресурсов. Например, для производства скорее всего более важны материальные и финансовые ресурсы, а для разрешения проблем – интеллектуальные, человеческие и(или) время.

Ключевые партнеры

Можете называть и считать партнёрами своих клиентов, но в нашем шаблоне клиенты остались справа. А мы сегодня заполняем левую половину канвы.

Остервальдер и Пинье вделили четыре типа партнерских отношений:

  • Стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями.
  • Соконкуренция: стратегическое партнерство между конкурентами.
  • Совместные предприятия для запуска новых бизнес-проектов.
  • Отношения производителя с поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих

Я бы назвал ещё …, но оставлю это право вам, как и решать есть ли в ваших реалиях такой вид партнёрства как «соконкуренция».

Рядом с «именем» партнёра обязательно пишите его ценность для создания вашей ценности. Ваши нежные чувства и то, что не влияет на создание ВАШЕЙ ценности испытывать и знать можно, но сюда писать не стоит.

Структура издержек

Даже если вы в «голубом океане», конкурентов у вас нет, и клиенты деньги на предоставляемые вами ценности не считают, вы свои расходы считать должны. Неплохо знать, что среди ваших затрат самое дорогое, не сердцу — кошельку, может стоит взглянуть, имеет ли эта дороговизна влияние на создаваемую вами ценность для клиентов.

Соберитесь командой, подготовьтесь и заполните шаблон – узнаете много нового о своём бизнесе и друг друге. Готовы?

proSTRATEGY II Шаблон (канва) бизнес-модели. Продолжение 3