Сегодня продолжаем заполнять шаблон (канву) бизнес-модели по Остервальдеру-Пинье.
Правая, Клиентская, часть шаблона уже заполнены, переходим в левую.
Ключевые ресурсы
Для каждой бизнес-модели ключевыми могут быть разные ресурсы. Четыре ключевых группы ресурсов:
Материальные — инфраструктура, сырьё и комплектующие…
Интеллектуальные — интеллектуальная собственность, торговые марки, патенты…
Человеческие — персонал. Квалификация или творческие способности ваших сотрдников, особенно в узких или специфических областях знаний и умений, могут определять вашу возможность создавать ценность для ваших Клиентов.

Финансовые – деньги или способность доступа к ним. Разные бизнес-модели имеют разную потребность в финансовой подпитке на разных этапах жизненного цикла. Например, Вы строите новое производство – вам нужны разовые финансовые вливания, но на длительный срок, или вы продаёте товары на сегменте, где Клиентами востребована отсрочка платежа или рассрочка — вам понадобятся непрерывные кредитные линии ваших поставщиков или финансовых организаций.
Я бы добавил сюда ключевой ресурс – Время. Есть виды деятельности где время играет важную роль. И часто бывает «Вовремя важнее, чем правильно».
Ключевые виды деятельности
В этот блок включаются виды деятельности, которые создают ценность ваших предложений Клиенту.
Бухучёт, содержание и поддержание вашего офиса или производства, юридическое сопровождение вашей деятельности – это то, без чего невозможно существование вашего бизнеса. Они требуют внимания и заботы, но они не относятся к ключевым с точки зрения бизнес-модели – их не надо писать в канву.
А что же написать?
У Остервальдера и Пинье выделяются следующие классы:
Производство. Оно включает в себя полный цикл разработки, производства и вывода на рынок товаров, соответствующих цены, качества или других потребительских свойств.
Разрешение проблем. Обобщенное название бизнес-моделей по оказанию услуг. Оно точно отражает направленность на клиента. Услуги могут быть разные: сервисное обслуживание, консалтинг, обучение, инжиниринговые услуги, медицинская помощь, но все они направлены на решение каких-то проблем Клиента.
Платформы и сети. Активно развивающийся сегодня класс бизнес-деятельности. Платформы являются «площадками», помогающими взаимодействию потребителей с производителями или товаро-, услуго-проводящими организациями. Они сами не производят и не продают товары, не имеют отелей и квартир, автомобилей и магазинов, но позволяют владельцам всего этого эффективно взаимодействовать со своими Клиентами. Примеры: Visa, Mastercard и PayPal; Booking.com и AirbNb; Uber; AliExpress и Onliner.

Разные модели требуют разных ключевых ресурсов. Например, для производства скорее всего более важны материальные и финансовые ресурсы, а для разрешения проблем – интеллектуальные, человеческие и(или) время.
Ключевые партнеры
Можете называть и считать партнёрами своих клиентов, но в нашем шаблоне клиенты остались справа. А мы сегодня заполняем левую половину канвы.
Остервальдер и Пинье вделили четыре типа партнерских отношений:
- Стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями.
- Соконкуренция: стратегическое партнерство между конкурентами.
- Совместные предприятия для запуска новых бизнес-проектов.
- Отношения производителя с поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих
Я бы назвал ещё …, но оставлю это право вам, как и решать есть ли в ваших реалиях такой вид партнёрства как «соконкуренция».
Рядом с «именем» партнёра обязательно пишите его ценность для создания вашей ценности. Ваши нежные чувства и то, что не влияет на создание ВАШЕЙ ценности испытывать и знать можно, но сюда писать не стоит.
Структура издержек
Даже если вы в «голубом океане», конкурентов у вас нет, и клиенты деньги на предоставляемые вами ценности не считают, вы свои расходы считать должны. Неплохо знать, что среди ваших затрат самое дорогое, не сердцу — кошельку, может стоит взглянуть, имеет ли эта дороговизна влияние на создаваемую вами ценность для клиентов.

Соберитесь командой, подготовьтесь и заполните шаблон – узнаете много нового о своём бизнесе и друг друге. Готовы?