Самые прорывные открытия в науке, промышленности и бизнесе сейчас делаются на стыке разных областей знаний, технологий и бизнес-моделей: нейро-лингвистика, генная инженерия, финтех…

Применение других известных управленческих методов и технологий совместно с шаблоном бизнес-модели может дать синергетический эффект.

Начну с практического управленческого приёма из первого сезона– SWOT-анализа.

http://promanagement.by/2016/07/19/4×4-prostrategy-i/

Остервальдер и Пинье рекомендуют применять SWOT-анализ к шаблону текущей бизнес-модели, чтобы не только проанализировать её, но и получить идеи для её развития или разработки принципиально-новой бизнес-модели.

Частые претензии к SWOT-анализу заключаются в том, что не всегда понятно, что «подавать на вход» этого анализа. Когда у нас есть структурированное описание всех ключевых сторон нашего бизнеса эта проблема отпадает.

SWOT-анализ можно «прикладывать» к каждому блоку шаблона и всей описанной в шаблоне бизнес-модели.

В результате «прикладывания» можно определить сильные и слабые стороны вашего предприятия при функционировании анализируемой бизнес-модели, а также более чётко определить источники угроз или разглядеть новые возможности.

На выходе вы гарантированно получите идеи для модернизации текущей модели, а может увидите возможности создания новой или новых бизнес-моделей.

Раньше в блоге о стратегии «голубого океана» ничего не было, но, возможно, вы о ней слышали или читали, если нет, почитайте обязательно.

А я очень кратко изложу идею. Лучше не конкурировать на существующем рынке, а сократив издержки и повысив ценность, создать «инновацию ценности» и новый рынок, на котором нет конкуренции. Авторы этой стратегии Ким и Моборн предлагали посмотреть на НЕклиентов. О важности этого писал ещё Питер Друкер, в том числе, и волонтерском движении, как месте для встреч менеджеров со своими Неклиентами. http://promanagement.by/2016/05/29/introduction/

На пути к голубому океану Ким и Моборн рекомендуют использовать модель четырех действий, ответив на четыре вопроса.

Как её интегрировать с шаблоном бизнес-модели? В нашей модели ценности находятся справа. Посмотрите на эту часть своей модели и задайте вопросы про «Повысить» и «Создать». Вопросы про «Снизить» и «Упразднить» задавайте, глядя на левую часть своего шаблона.

Поверните треугольники из «голубого океана» на девяносто градусов против часовой стрелки. «Издержки» — левая часть вашей канвы, «Ценность» — правая. А на пересечении что? Наши «Ценностные предложения».

Eсли SWOT- анализ не помог найти новую бизнес-модель, может модель четырех действий приведёт вас в «голубой океан»?

Визуализация включает образное мышление, без которого при бизнес-моделировании не обойтись. Она позволяет быстрее договориться, часто помогает сформулировать мысль, которую не удаётся сформулировать словами.

Четыре простых правила:

  • Используйте цветные стикеры
  • На одном стикере – один элемент
  • На стикерах пишите и рисуйте маркерами
  • Не бойтесь рисовать. Рисуйте. Вы умеете!

Сторителлинг можно и нужно использовать при представлении новой бизнес-модели инвесторам-владельцам или сотрудникам, которым предстоит эту бизнес-модель реализовывать.

Главным героем истории может стать Клиент, которому сначала придётся столкнуться с некоторыми трудностями и недостатками текущей бизнес-модели, но опираясь на блоки новой модели ему удастся совершить увлекательное путешествие к новым ценностям, которые эта бизнес-модель предоставляет. Эмоции и чувства главного героя сделают историю живой. А структура и «профессиональные» приемы, о которых недавно было на Telegram-канале https://t.me/promanagement_by/91 помогут повысить шансы на успех истории у целевой аудитории. Надеюсь, вы понимаете, что для инвесторов-владельцев и сотрудников надо придумывать разные истории.

Не бойтесь комбинировать разные методы и приёмы, помните о синергии. Можете вместо SWOT-a «приложить» к бизнес-модели «интегральные квадранты»  http://promanagement.by/2018/07/04/integral-quadrants/ и построить вокруг этого историю.