Вот и обещанное описание к картинке, нарисованной мной почти неделю назад.
Обычно с помощью этого магического квадрата рассказывают менеджерам-руководителям об их подчинённых. Я же попробую рассказать историю менеджера, который «сам» ходит внутри квадрата «Осознанность – Компетентность».
Кто у нас чаще всего становится «линейным» менеджером? Правильно! Лучший специалист подразделения, которое надо возглавить.
Был отличным инженером (экономистом, продавцом…) – вот тебе и «флаг в руки», сделай остальных коллег такими же.
Попадает наш новоиспечённый руководитель в квадрант 1 -«неосознаваемая некомпетентность». Что он видит: подчинённые, они же бывшие коллеги, начали тупить, срывают сроки, делают всё катастрофически медленно и не так как он им говорит, а босс требует результат, показатели, сроки…Всё разваливается, но «молодому» руководителю НЕ понятно почему. Он раздаёт указания направо и налево, постоянно всё контролирует, сам работает от зари до зари. Наш герой никогда не учился менеджменту, он в нём не компетентен, но и осознать этого не способен.
Что бы начинающий менеджер смог перейти в квадрант 2 должно что-то произойти. Идеальный, но, к сожалению, редкий вариант: босс объяснил ему, что менеджмент — это «специфический» вид профессиональной деятельности, которому надо учиться, и отправил на семинар или тренинг для управленцев. Или, хотя бы, книжку полезную посоветовал.
Вариант похуже: пока менеджер отсутствовал, например, положенный отпуск «догуливал», его подразделение под руководством другого менеджера показало хорошие результаты. В этот момент менеджер переходит в квадрант 2: «Осознанная некомпетентность». Он понял/поверил, что проблема в нём, а не «плохих» подчинённых, что менеджменту нужно учиться, и он к этому уже готов. Пройденный тренинг или хорошая книга помогли понять некоторые управленческие приёмы, а попытки их применения дали неплохие результаты. Например, менеджер научился расставлять приоритеты, делегировать и делать промежуточный контроль тогда, когда можно ещё что-то изменить или исправить.
Применяя эти приёмы и управленческие технологии, совершенствуя и адаптируя их к своим реалиям, менеджер наладил работу своего подразделения, оказалось, что не такие и «тупые/тугие» его подчиненные. Правда времени на принятие решений и планирование уходит многовато, во время цейтнотов, не всё идёт как по писаному, однако осознанность помогает наращивать свою компетентность как руководителя. Это плодотворное время в квадранте 3 – «Осознанная компетентность».
В какой-то момент всё начинает получаться «само-собой»: кому поручить то или иное задание, кого и когда подбодрить, а кого проконтролировать… даже задумываться не приходится. Это «сладкое» состояние менеджера называется «Неосознаваемая компетентность» — квадрант 4.
Может ли счастье длиться вечно? Вряд ли. Задачи, решаемые подразделением, усложнились; количество подчиненных и (или) их квалификация значительно выросли. Может быть наш менеджер получил новое назначение, например, на должность повыше, где подчиненными уже являются не специалисты, а другие руководители.
Или случилась вот такая незадача: приносит молодой подчинённый результат порученной работы. Гордый и довольный. Смотрит наш менеджер на него и понимает, что предмет гордости подчинённого — «фигня», а в чём «фигня» объяснить не может. «Нутром чует», что здесь-что-то неправильно, но «как собака: понимает , а сказать не может».
Так, незаметно, наш герой снова пришёл в квадрат 1. Пора начинать ему новый путь по тем же квадрантам, но уже на более сложном уровне. Это не круг, а рождение спирали.
И, возможно, именно в этот момент менеджеру стоит пойти на цикл «Чёрный квадрат менеджмента», где совместно с другими, такими же осознанно-некомпетентными он сможет не просто освоить приёмы и технологии, а перестроит своё мышление на новую высоту.