Эссе – домашнее задание по семинару-тренингу «proПСИХОЛОГИЮ» в цикле «Введение в основы менеджмента».
Что будет, если развивать EQ у человека с «очень невысоким» IQ?
Автор: Елена
Проведя не один день и вечер за поиском точного определения термина «интеллекта», изучив мнения уважаемых людей в области психологии, социологии начать свое эссе мне хочется словами римского философа-стоик, поэта и государственного деятеля Луция Аннея Сенеки
«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой»
Известный психолог Джой Пол Гилфорд выявил более 100 различных видов интеллекта. Особо выделяются визуальный, вербальный, аналитический, художественный, логический, творческий, экономический и другие виды интеллекта. Но наивысшее признание – заслужили 4 наиболее часто объединяемых вида: соединение тела, разума, сердца и духа, то есть совокупность признаков ментального, эмоционального, физического и духовного интеллекта.
Интересно, что каждый вид интеллекта может развиваться независимо от остальных, а развитие одного вида может влиять и на развитие остальных.
Рассмотрим их поближе:
Духовный интеллект (дух): Способность человека эффективно общаться с другими людьми. Проявления социального интеллекта: умение понимать точку зрения других людей и доносить до них своё мнение, понимание мотивов поступков людей, умение налаживать деловые, дружеские или романтические отношения.
Ментальный интеллект (разум): Способность человека к логическому, абстрактному и системному мышлению. Проявления рационального интеллекта: умение решать математические задачи, систематизировать знания, анализировать и прогнозировать развитие ситуаций.
Эмоциональный интеллект (сердце): Способность человека к ассоциативному и образному мышлению. Проявления эмоционального интеллекта: умение устанавливать связи между разнородными объектами, творчество, способность осознавать эмоции и управлять ими.
Физический интеллект (тело): Способность человека управлять своим телом и поддерживать его в здоровом состоянии. Проявления физического интеллекта: здоровое питание, физические упражнения, правильный режим труда и отдыха, хороший иммунитет.»
Поскольку очевидно, что рассматриваемые нами четыре вида интеллекта в жизни пересекаются.
Я не могу не согласиться, с мнением Дэниела Гоулмана специалистом в области эмоционального интеллекта, который писал:
«Для наивысшей производительности любого труда в любой области эмоциональная компетентность в два раза важнее чисто познавательных способностей. Для достижения успеха на наиболее высоких уровнях, на руководящих должностях эмоциональная компетентность, в сущности, является единственным преимуществом. …С учетом того что эмоциональная компетентность на две трети или даже более определяет высокую производительность, подбор людей, обладающих такими качествами, или развитие этих способностей у сотрудников резко повышает результативность работы организации, что подтверждается статистическими данными. Какова статистика? На простых работах, например оператора станка или клерка, сотрудники, составляющие 1 % наиболее эмоционально компетентных, были в три раза производительнее (по стоимости). На работах средней сложности, например продавцов или механиков, каждый человек, обладающий максимальной эмоциональной компетентностью, был в двенадцать раз производительнее (по стоимости)».
И не могу оставить не без внимания цитату из книги Даны Зоар и Яна Маршалла «SQ: Связь с нашим духовным интеллектом»:
«В отличие от IQ, которым обладают компьютеры, и EQ, который есть у высших млекопитающих, SQ присущ только человеку и является наиболее существенным из трех видов интеллекта. Он связан с потребностью человечества в смысле – вопросом, занимающим важнейшее место в умах людей. …Именно SQ мы используем, развивая наше стремление и способности к осмыслению, видению и обретению ценности. Он позволяет нам мечтать и бороться. Он лежит в основе того, во что мы верим, и определяет влияние наших убеждений и ценностей на совершаемые нами действия. По сути, это то, что делает нас людьми».