MOTIVATIONvsDISCIPLINE*

Некоторое время назад я был вовлечен серию обсуждений статей в интернете о том, что дисциплина важнее мотивации.

В статьях приводились часто красочные и здравые аргументы.

«Задача мотивации — разжечь в нас эмоции, поднять волну чувств, которая понесёт нас к заветной цели. Это сёрфинг на гребне волны, но никак не упорная работа вёслами. Красиво, захватывающе, легко»

«В отличие от мотивации, дисциплина не ждёт подходящей погоды и подходящей волны. Её не волнуют эмоции и чувства, она не нуждается в них, а при определённом опыте сама их создаёт и заставляет служить своим целям»

Вывод мой несколько отличается от главного посыла статей, вынесенного мной в заголовок поста. Не должны дисциплина и мотивация быть «против». Не должно одно заменять другое. Лучше когда они, как инь и янь, гармонично дополняют друг друга.

Эти статьи и посты были в основном о самомотивации. Вы же, как менеджер, должны знать, что те люди о которых и для которых написаны эти статьи работают в ваших коллективах и командах. Ваша задача решить эту проблему в трудовых отношениях. Большинство нашедших благодаря вам баланс и взаимодополнение дисциплины и мотивации на работе, найдут его и «по-жизни», что уменьшит внутреннюю дезинтеграцию, и тем самым увеличит успешность мотивации, трудовой и не только.

Дисциплина приведёт Вас и ваш коллектив к результатам, а как доказали Портер-Лоулер: «Результативный труд приводит к удовлетворённости, а не удовлетворенность к соответствующим трудовым усилиям». А удовлетворенность от проделанной работы – залог мотивированности на получение такого же удовольствия таким-же способом.

Лучшее из того, что мне встречалось на эту тему – это векторная диаграмма регулярного менеджмента Александра Фридмана. Прочитать о ней можно в книге «Вы или вас. Профессиональная эксплуатация подчиненных». Кто «не умеет» читать толстые книги может посмотреть короткое видео (надеюсь 7,5 минут вас не пугают).

https://www.youtube.com/watch?v=_DkUluSkqOQ

В заключении proМОТИВАЦИЮ хочется сказать четыре вещи.

  1. Менеджеры, руководители, помните: мы управляем социо-техническими системами, в которых субъектов больше чем объектов. Субъекты – это люди и коллективы обладающие сознанием. «Игнорировать психологию можно? Можно…если не интересует результат» — по Жванецкому. Но и не забывайте: «Счастье сотрудников нам в помощь, но не наша цель».
  2. Законы, в том числе социальные и психологические, в том числе изложенные в теориях мотивации, действуют независимо от вашего их знания и к ним отношения.
  3. Мне нравится тезис Ицхака Адизеса proМОТИВАЦИЮ : «Не надо людей мотивировать. Наймите мотивированных, и не демотивируйте их». Я считаю,  что сфера применения этого замечательного тезиса, к сожалению, в нашей действительности не очень широка.
  4. В мотивировании, как и менеджменте в целом, нет однозначных и правильных на все случаи жизни правил, приемов, методов и инструментов. Не в знании их Ваша сила, а в профессиональной компетенции – способности применять их на практике, накапливайте опыт*, и используйте его вместе со знаниями в регулярной управленческой деятельности.

 

*vs – от слова Versus – против.

**Опыт – память на действие.