Во второй квадрант интегрального подхода поместим «Уровни/ стадии». Развитие отдельного человека, человеческих сообществ различных масштабов, от семьи или коллектива до нации или всего человечества проходит по схожим ступеням.   С одной из моделей такого развития мы познакомились совсем недавно, эта модель — «Спиральная динамика».http://promanagement.by/2018/06/14/spiral_introduction/

Кен Уилбер работе американского психолога Клэра Грэйвза, который изучал интегральный показатель человеческого развития «ценности», отводит особое место. Он работу Грэйвза «…двухспиральная динамическая модель развития взрослеющих биопсихосоциальных систем» (из которой выросла «Спиральная динамика») в психологии считал равной по значимости проекту «Геном человека» в биологии. Уилбер в интегральной теории уровни/стадии относит к процессу взросления-развития, также обозначает цветами, иногда отличающимися от «спиральнодинамических».

Спиральщики Бек и Кован за пределы второго интегрального, порядка не очень заглядывали, потому что практического применения пока трудно представить. В «спиральной динамике» после бирюзовой стадии «обозначена» без обширного описания коралловая стадия.

У Кена Уилбера, с опорой на работы Шри Ауробиндо есть понятие третьего, сверх-интегрального, порядка, которое обозначается белым цветом, иногда называется чистым светом. Этот третий порядок делится на уровни: индиго, фиолетовый, ультрафиолетовый, белый. Людей, способных осмыслить или включить в систему своих ценностей третий порядок очень мало, поэтому разворачивать во введении в интегральный подход его описание не стоит.

В первом квадранте мы разглядывали ЛИНИИ, они же у человека — интеллекты. Современные наука и учёные, исследователи из-за обширности современного знания вынуждены специализироваться. Проводящие эксперименты и исследования в рамках изучения отдельных линий, имеют разные количества и обозначения уровней и стадий их развития.

Рассматривая «синий» уровень в спиральной динамике, я упоминал конвенциальный уровень морального развития. Это был элемент классификации морально-нравственного развития детей и подростков, которую использовал последователь Жана Пиаже профессор из Гарварда Лоренц Колберг. У него было выделено три уровня: доконвенциональный, конвенциональный и пост-конвенциональный, каждый из которых разбивался на две стадии. То есть на этой линии было выделено шесть стадий. Важно знать, что «до-» и «после-» по своему поведению могут быть похожи, что бы отличить, надо добираться до мотивов.

Ещё одна линия – это самоотождествлённость, которая близка к морально-нравственной линии. Развиваясь-взрослея по ней, человек проходит путём: эгоцентризм – этноцентризм – мироцентризм — космоцентризм. Сначала человек отождествляет себя, свои ценности только с собой – в плоть до «синего/янтарного» уровня, на котором он переходит к этноцентизму и готов включить «в круг своих жизненных интересов» семью, местное сообщество или даже нацию. Современный мир на текущий момент, по крайней мере, в области национальной и международной политики, в основной массе находится на этой стадии. «Оранжевая» стадия – это место, когда начинают проявляться мироцентрические ценности. Носитель этой стадии начинает включать в свой «круг заботы» всех людей, независимо от расовой принадлежности и сексуальной ориентации. Космоцентризм – это история со второй половины второго или третьего порядка.

По поводу разного количества стадий у Кена Уилбера есть интересная метафора. Сколько градусов у воды от состояния замерзания до кипения? По Фаренгейту -180, а по Цельсию – 100, но «путь» один и тот же.

У взросления-развития «биопсихосоциальных систем» та же история.

Далее:

Интегральный подход. Квадранты