Учиться менеджменту нужно обязательно, потому что это УМНО
Дипломная работа в рамках цикла УМНО-3
Разрешено к любой публикации
Глеб Жилин
О том, что такое менеджмент и зачем он нужен, немало написано настоящими гуру менеджмента, такими как Ицхак Адизес, Питер Друкер. Попытка соревноваться с ними на этом поприще станет пыткой как для меня, так и для читателя этого эссе. А потому я решительно уклонюсь от такого соревнования и изначально займу позицию, где я имею преимущество перед уважаемыми гуру. Преимущество мое заключается в незнании, а позиция моя — это позиция неспециалиста и ученика.
Может показаться странным, что незнание является преимуществом. Я буду исходить из того, что мой читатель мало знаком с менеджментом и нуждается в некотором убеждении в том, что учиться менеджменту действительно нужно. В таком случае проклятие знания станет серьезным барьером между гуру и моим читателем. Я же пока свободен от этого когнитивного искажения. В этой связи ценности моим словам (в глазах читателя) придаст и то обстоятельство, что до недавнего времени я сам с недоверием (и даже с пренебрежением) относился ко всем нетехническим дисциплинам и областям знаний. А потому тема данного эссе для меня самого является тезисом, нуждающимся в доказательстве. Хотя во мне нет способности привести такое доказательство, я все же в силах привести несколько рассуждений, придающих убедительности нашему тезису. И я надеюсь, что эти рассуждения окажутся полезны моему читателю.
Думаю, читателя не нужно убеждать в том, что учиться нужно. Да и в таком убеждении наш современный VUCA мир преуспеет гораздо лучше меня. Но я с удовольствием добавлю, что учиться — это не только необходимость, но и потенциальный источник радости и ощущения полноты жизни. Возможно, читатель поморщится здесь, вспоминая уроки математики в школе. Но не стоит забывать, что всякое занятие может вызывать как скуку, так и интерес. Особое место обучению я отвожу из-за его роли в достижении оптимального переживания, или состояния потока. Одним из основных условий потоковой деятельности является соответствие умений человека сложности стоящей перед ним задачи. Задача не должна быть слишком сложна или слишком проста. Но это является необходимым (и зачастую достаточным) условием обучения и развития. В то же время обучение и развитие расширяют наши способности, а значит расширяют круг посильных нам задач. Так состояние потока становится доступно нам в большем числе видов деятельности. Рассуждая так, можно прийти к замкнутому кругу. Но отнюдь не порочному, вовсе наоборот. Чем интересне для человека какое-то занятие, тем больше он об этом занятии узнает и большего мастерства в нем достигает. И чем большего мастерства человек достигает, тем охотнее он посвящает силы и время этому занятию. Думаю, рефлексируя над своими увлечениями, читатель обязательно увидит такой замкнутый круг. А убедившись в верности данного рассуждения, утвердится и в том, что учиться — нужно и приносит радость, а потому нужно вдвойне. (Я не могу не порекомендовать узнать об оптимальном переживании из первоисточника, книги «Поток: Психология оптимального переживания» авторства Михайя Чиксентмихайи).
Если учится и нужно, то почему нужно учиться именно менеджменту? Нужно ли это человеку, который не является менеджером и становиться им не планирует? На последний вопрос я склонен отвечать положительно. Я уже затронул тему качества жизни, говоря о радости от обучения, и затрону ее опять. Простая истина состоит в том, что каждый из нас так или иначе сталкивается с менеджментом, менеджерами и последствиями их решений. И если читателю дорого его здоровье, менеджеров следует понимать. Большая часть людей и животных имеет потребность контролировать ситуацию. Притом контролировать не обязательно значит влиять на нее, но прежде всего — понимать закономерности происходящего. Неспособность уловить закономерности в событиях окружающего мира часто ведет к расстройствам поведения в виде выученной беспомощности. Менеджеры окружают нас, управляют нами, оценивают нашу работу и принимают решения, которые влияют на нас. Но что мы действительно знаем об их работе? Узнать о менеджере в представлении среднестатистического гражданина не сложно — достаточно посетить комментарии на крупных новостных или развлекательных порталах. И картинка получается неприглядная: менеджер — нахальный болтунподхалим, совершенно некомпетентный в области, где работает, саботирующий и сводящий на нет труд простых, честных людей и присваивающий их заслуги. И в то же время менеджеры богаты, успешны, влиятельны и вершат судьбы людей (по моим наблюдениям, народный портрет менеджера мало отличается от народного портрета политика). Такое вопиющее несоответствие, нелогичность создают неконтролируемость, а неконтролируемость ведет к выученной беспомощности. Уверен, что читатель не раз сталкивался с (на первый взгляд) абсурдными решениями начальства, администрации. С абсурдом бюрократии в поликлиниках, больницах и других государственных учреждениях. И просто с безосновательным хамским поведением обслуживающего персонала. Каждое такое столкновение приносит душевный дискомфорт, и в первую очередь из-за неконтролируемости. Действительно, если держать в уме размер заработной платы участкового терапевта, его загруженность и культуру поведения некоторых его посетителей, то его некоторые неучтивость и невнимательность покажутся вполне закономерными и не испортят настроение.
Сократ говорил, что душа — зеркало для другой души. Познать себя можно через познание другого. А менеджмент — это отличная арена для познания другого, притом познания деятельного. Думаю, читатель согласится со мной в том, что менеджмент — это про взаимодействие с людьми. Притом у этого взаимодействия есть цель, и менеджмент интересуется именно эффективным взаимодействием, то есть достигающим своей цели. Притом менеджер не просто руководит людьми. У подчиненных есть свои цели, свои намерения. Менеджеру приходится управлять, направлять намерения людей таким образом, чтобы достичь общую цель предприятия. Но что нужно для того, чтобы эффективно управлять другим? Не понимание ли мотивов, намерений, ценностей другого? Конфуций говорил: “Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю — и понимаю”. В менеджменте понимание другого возникает из управления другим, а в свою очередь степень понимания находит свое отражение в эффективности управления.
Самый осязаемый и весомый аргумент в пользу тезиса, вынесенного в название этого эссе, я оставляю напоследок. Причин для того две. Во-первых, остальные рассуждения, следуй они за текущим, ввели бы читателя в недоумение и показались бы шуткой. Во-вторых, этот аргумент окрашен несколько негативно. Ведь необходимость, то есть отсутствие альтернативы (а если точнее, то неприемлемость цены этой альтернативы), несет с собой нотки фатализма. И именно с необходимостью я столкнулся, когда начал работать с людьми и понял, что мне критически не хватает понимания людей, того, что ими движет, не хватает умения коммуникации, умения планировать и принимать решения. Но значит ли это, что учиться необходимо именно менеджменту? Качества, на которые я указал, были востребованы человеком тысячелетиями. Менеджмент же кажется чем-то молодым и новым. Действительно ли он будет полезен для развития необходимых мне качеств? Здесь можно рассудить, что концепция менеджмента молода не потому, что не имеет глубоких исторических корней и не опирается на тысячелетний опыт управления. Менеджмент был осознан как нечто отдельное скорее благодаря нарастающему влиянию факторов VUCA мира. В предыдущие столетия род деятельности человека был известен с его рождения (иногда избирался в юности), а влияние и положение в обществе были связаны с ростом мастерства в своем ремесле.
Такое положение дел отлично иллюстрируется строкой из Книги Пяти Колец: “Есть четыре пути, которыми человек может пройти свою жизнь — путь воина, путь земледельца, путь торговца и путь ремесленника”. Менеджерские компетенции гармонично развивались по мере восхождения по лестнице мастерства и расширения влияния человека, и не мыслились как нечто самостоятельное. Сейчас же профессии и организации рождаются и умирают на наших глазах, и для человека смена рода деятельности становится в порядке вещей. И здесь менеджмент выходит на передний план как нечто инвариантное, ведь какой род деятельности ни избрал бы человек, так или иначе он будет взаимодействовать с другими людьми. И перед ним будут возникать те же задачи управления, планирования и принятия решений, лишь в разных формах. И именно смена форм с сохранением содержания помогает увидеть это неизменное содержание — то есть менеджмент.
Впрочем, долгая история и потребность в менеджменте еще не гарантируют пользу от его изучения. Потребность во врачевании существовала всю историю человечества, равно как и врачеватели. Но едва ли искусство врачевания прошлых веков можно назвать эффективным. А помня о таких сомнительных процедурах, как кровопускание и лечение огнестрельных ранений заливанием в них кипящего масла, можно и вовсе усмотреть вред в практике такого искусства. Что, если знания и умения, которые я почерпну из менеджмента, окажутся такого рода? Такая опасность имеется всегда, ведь человеку всегда приходится принимать решения и действовать в условиях неполноты знаний и информации. Но величина этой опасности часто преувеличивается, ведь ее нужно рассматривать не саму по себе, а в сравнении с опасностью бездействия. Так, альтернативой изучению менеджмента для меня является обучение методом проб и ошибок на собственном опыте. Но опасность (и цена) такой альтернативы много больше, чем опасность перенять неточное знание. Игнорировать опыт целых поколений и великих людей — вот что действительно неУМНО. Да и занятие наукой ясно дало мне понять, что человек видит далеко лишь потому, что стоит на плечах гигантов.