Для начала своего блога я хотел бы поделиться тем, как Питер Друкер сделал меня бизнес-тренером.

Конечно, мы не были знакомы лично:), даже книгу первую друкеровскую я осилил целиком только в прошлом году. Именно она и стала тем «волшебным пендалем», который запустил мою активную работу в этом направлении и выборе специализации – базисный менеджмент.

До того как я поделюсь тем, что меня так впечатлило у Друкера, хочу рассказать о том, что предшествовало «волшебному пендалю». За свою трудовую, в основном управленческую, жизнь я множество раз видел, как вчерашних инженеров, специалистов  в один момент назначали менеджерами, и часто случалось, что инженера мы теряли, а руководителя (менеджера) так и не приобретали. Зачастую руководители (менеджеры?), которые делали эти назначения, считали, что повышение должности и зарплаты являются необходимым и достаточным условиями того, что с перового рабочего дня после соответствующего приказа назначенный человек из инженера (специалиста) превратится в менеджера (даже если это слово не употребляется).

Думаю, это происходило, потому что руководители, которые уже назначают других руководителей, в своё время сами были так же назначены (а может и папы их так были назначены…) или, будучи людьми деятельными, они стали предпринимателями, без управленческого опыта или образования подняли свой бизнес, руководили им самостоятельно, пока он (то ли бизнес то ли владелец-основатель) не созрел до необходимости разделения функций владения и управления.

Сам я начинал свою дорогу в менеджменте («коммерческом») в 1991 году, работая на заводе инженером, параллельно заканчивая  Политех по инженерной специальности, «Комплексная автоматизация и механизация машиностроения», на вечернем факультете, а ещё «промышлял» рекламным агентом в свободное от первых двух занятий время. Так случилось, что уже тогда, по случаю,  мне пришлось стать тем, кого сейчас называют продюсером, при создании рекламного ролика Белорусской универсальной биржи. Ролик, с некоторым количеством приключений, мы сделали, монетизировать этот процесс и  результат удалось неплохо по моим тогдашним понятиям и для себя и для всей творческой команды. Не сложилось размещения этого ролика на телевидении, которое планировалась в самое дорогое эфирное время на «центральном» телевидении (уже не СССР, а СНГ, хотя «формально» России) в живущей до сих пор, но, думаю, не такой «дорогой» как прежде, программе «Поле чудес». Беларусь на рекламном поле «центрального» телевидения в те времена не была представлена, как, впрочем, и сейчас. Незадача эта случилась, потому что менеджер, отвечавший за Беларусь (наверняка, не только) в московском  офисе рекламного агентства, на которое я тогда  работал, прозевал вполне приличные заказы, а всё эфирное рекламное время до конца 1991года было продано другим рекламодателям.

Более удачным в рекламе стал мой опыт сотрудничества с теперь уже международным авто-холдингом «Атлант-М»

http://atlant-m.by

в начале 1992 года, который в то время был, как мне помнится, не холдингом а небольшой брокерской конторой .

Удалось мне «достучаться» до Олега Хусаенова, который уже тогда имел амбициозные выходящие за пределы Беларуси, планы. Он сказал: «Зимние Олимпийские Игры в Альбервиле идут. Я хочу, чтобы «мой» логотип во время финального олимпийского турнира по хоккею, в телетрансляции 1-го «всесоюзного» телеканала, всплывал на экранах телевизоров  многомиллионной аудитории. Сможете?». Я, конечно, ответил: «Сможем!».

До трансляции оставалось меньше дух недель. Для размещения «нашей» рекламы то было эфирное время, то  ты не было, стоило то дорого, то вдвое дороже, и эти «качели» за два часа телефонных переговоров с редакцией спортивных программ «центрального» телевидения. Но Клиент с амбициозной  целью есть,  бюджет на 15 секунд  есть 🙂 , надо ехать в Останкино, я поехал … и мы  это сделали! Двуликую «монету» и надпись «Атлант М» многомиллионная аудитория видела значительно дольше 15-ти секунд!

Думаю, что многое тогда и позже получалось, потому что у меня было понимание того, что когда начинаешь чем-то новым заниматься, этому надо учиться. Доступным способом тогда для меня были книги, и что еще важнее, у меня были желание и возможность знания, из книг почерпнутые, сразу применять на практике. С книгами первыми мне повезло, из первых книг помню «Как завоевывать друзей…»  Дейла Карнеги и «Маркетинг» Филиппа  Котлера, чуть позже в мою жизнь вошла и  навсегда в ней осталась «Технология жизни. Книга для героев» Владимира Тарасова.

Когда я стал посещать тренинги, я обратил внимание на то, что после очередного тренинга в голове происходила «перестройка» знаний не только из этого тренинга, но и из книг, прочитанных накануне или даже значительно раньше. Т.е. со знаниями происходило то же , что в метафоре из «Технологии жизни…» про ящик с медными и деревянными шариками, которые лежали вперемешку, как их положили, до тех пор, пока ящик не потрясли хорошенько. Тогда я понял, что для меня учиться с помощью участия в тренингах или даже семинарах, значительно эффективнее и результативнее, чем просто читая книги, даже очень хорошие. Позже я столкнулся с цитатой великого китайского философа Конфуция: «Я слышу и забываю, вижу и запоминаю, делаю и понимаю». Хотя никакие тренинги «общения с книгой» не заменяют, они (тренинги и книги) не исключают, а дополняют друг друга. Ещё чуть позже понял, что учиться надо не только в начале нового дела, а постоянно. Это относится к необходимости обновлять и расширять профессиональные знания  практически в любой области деятельности, а в менеджменте особенно.

Со временем и опытом у меня сформировались 3 базисных убеждения относительно менеджмента.

1.Менеджмент обладает высочайшим потенциалом в таких сферах как: влияние, достижения и даже творчество (при всей своей «инструментальности» и «технологичности»). Пожалуй, по комплексному потенциалу менеджмент уступает политике и предпринимательству, но это уже другая история, о которой мы поговорим, возможно, позже.

2.Уровень и зрелость менеджмента определяет перспективы, особенно долгосрочные, любой организации, компании или государства (страны в целом, где это государство в лице своих «служащих» «менеджерит»).

 3.Учиться менеджменту надо обязательно, потому что это УМНО!

Убеждения у меня относительно менеджмента сформировались, а вот выбрать одно точное и правильное определение я до сих пор не готов, да и надо ли?

Приведу четыре определения , которые мы обсуждали в рамках цикла семинаров-тренингов » Введение в основы менеджмента».

«Спроси у Гугла»

МЕ́НЕДЖМЕНТ — совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющая использовать его наиболее эффективно

Википедия

Ме́неджмент (от англ. management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) — разработка и создание (организация), максимально-эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем»

Питер  Друкер

«…менеджмент — это специальный инструмент, особая функция, специфический аппарат, который как раз и обеспечивает организации возможность достигать нужных результатов.…».

Ицхак Кальдерон Адизес

«Менеджмент — это правильная реакция на изменения, происходящие и на рынке, и внутри компании…»

Сравнительно недавно у меня возникла ещё одна мечта. Мой сын учится в Варшаве, по специальности которой у нас не учат. Он там привыкает к самостоятельной жизни, взрослеет не календарными годами, а необходимостью самостоятельно принимать решения и воплощать их в жизнь. Часто знакомые мне говорят: «Хорошо. Может там «зацепится», найдет хорошую работу». Но мы, я и он сам, хотим, что бы он после учёбы вернулся домой, в Беларусь, и работал здесь, и не жалел о том, что не «зацепился там».  А я, пока он ещё там, постараюсь приложить для этого свои усилия здесь, отталкиваясь от вышеуказанных убеждений 2 и 3.

Моя основная специализация как бизнес-тренера – базисный менеджмент, поэтому я расскажу о своих базисных Учителях —  тех, кто создал и укрепил мой базис как менеджера и человека.  Книги этих Гуру менеджмента создали мою базу/основание для понятий, знаний, навыков в менеджменте и не только. Надеюсь, многим из Вас мысли и советы этих Учителей, почерпнутые из моих рассказов и их книг, которые Вы обязательно прочитаете, помогут твердо стоять на Ваших менеджерских ногах.

Владимир Константинович Тарасов вошел в мою жизнь с книгой «Технология жизни. Книга для героев» где-то в середине 1990-ых. Книгу мне дали почитать в формате  «самиздата 80-90-ых».

Для людей молодых дам небольшую «историко-букинистическую» справку о том, что такое самиздат. В 1930-40-ые годы в СССР десятки миллионов людей были репрессированы, прошли через «непионерские» лагеря, миллионы там «остались навсегда». После смерти Сталина, при Никите Хрущеве, случилась «оттепель», и многие вернулись к нормальной жизни, некоторые к творческой, в том числе литературной. Наверняка Вы слышали о книге «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. «Оттепель» конечно выпустила из лагерей таких людей как Солженицын, но не позволяла издавать в СССР такие книги как «Архипелаг ГУЛАГ». Книга была издана за границей, в СССР под страхом жесточайшего уголовного наказания попадали единичные экземпляры. Ксероксов, компьютеров и Интернета тогда не было, поэтому машинистки, как правило, тайно, по ночам, на тонкой бумаге через «копирку» перепечатывали такие книги, которые потом ходили по рукам и читались так, что бы никто не видел. Это и был «самиздат». «Самиздат 80-90-ых» скорее был смесью того самиздата 60-ых  и современного пиратства. Технологически это выглядело следующим образом: текст набирался на ЭВМ (не персональной J), печатался на АЦПУ — больших принтерах на вычислительных центрах тех лет, а затем размножался на «дедушках ксероксов». Цвет копии был «сиреневенький», а копии эти назывались «синьки».

Именно в таком сиреневом виде я и прочитал впервые «Технологию жизни». Сейчас я перечитываю эту книгу, как минимум, один раз в год. Эта книга доступна уже и в аудио-формате, но я приучить себя к аудио-книгам пока не смог – не мой формат. Из первого знакомства с «Технологией жизни…» я пошел по жизни с принципом «Надо быть, а не казаться», только недавно при очередном прочтении обратил внимание, что этот принцип в книге менее категоричен: «Лучше быть, чем казаться».

Владимир Тарасов — человек уникальный. Он в 1984 году, на границе Брежнева и Андропова, основал первую в СССР Таллиннскую школу менеджеров. Думаю, слово «менеджер» в те времена в управленческом лексиконе было близко к идеологической диверсии. В 1989 году он организовал и реализовал колоссальный социальный эксперимент – «Бизнес лагерь Владимира Тарасова» в Бердянске, где  500 человек в течение 50-ти дней играли в деловые игры, которые социальный технолог, физик по образованию, Владимир Тарасов считает главным инструментом обучения менеджеров.

Владимир Тарасов написал, конечно, не только «Технологию жизни…», но именно с неё начал я, и настоятельно рекомендую каждому менеджеру обязательно её прочесть первой. Следом лучший, по-моему, шаг – это почитать о гуманнейшем из искусств, как говорит Владимир Константинович – искусстве управленческой борьбы в одноименной книге.

«Искусство управленческой борьбы» — это мощнейший арсенал практических управленческих приемов, которые могут сделать любого менеджера сильнее и более подготовленным к реальной управленческой деятельности.

Вторым своим базовым учителем я считаю Ицхака Кальдерона Адизеса. С ним я познакомился значительно позже через статьи и видео-интервью в Интернете. Адизес меня впечатлил сочетанием глубины и простоты изложения. Ведь теорий, методологий в менеджменте уйма. О них всех прочитать времени не хватит, не говоря уж о том, что бы применить на практике. Да и противоречий между ними несметное количество, поэтому каждый менеджер должен для себя выбрать некие базовые технологи и методологии, не мечась, не «разрываясь между умными и красивыми», но и не застывая в граните догм, даже очень уважаемых или привлекательных.    Доктор Адизес разработал свою методологию, которую полностью внедрить на практике наверняка невозможно без  обученных консультантов, но прочитав его книги можно для себя многое сложить и понять.

Из базисных «постулатов» у Адизеса меня зацепило его  сравнение с раковой опухолью всякой сущности, будь то человек, компания или её подразделение, которая существует только для самой себя. В уже не совсем про-менеджмент книгах доктора Адизеса мне показалось «глубоко-практичным» то, что важно создать правильную форму, которую жизнь наполнит содержанием. Причем эта мысль одинаково справедлива, как к жизненным ценностям, например, почтение к родителям, так и к менеджменту – структура организации.

Практический аспект и колоссальную пользу и применимость имеет лежащая в основе методологии Ицхака Адизеса типология управленческих ролей-функций. Его четыре «волшебных витамина»: PAEI от первых букв английских слов P — producer (Производитель), A — administrator  (Администратор), E — entrepreneur (Предприниматель), I – integrator (Интегратор).

Молодым или начинающим менеджерам я рекомендую начинать знакомство с книгами доктора Адизеса с «Развития лидеров», хотя автор рекомендует начинать с «Жизненного цикла корпорации». А кому тяжеловато «входят» книги, рекомендую начать с видеоинтервью или записей его выступлений, которых очень много с русским дубляжом есть в свободном доступе в Интернете, сможете убедиться в том, что доктор Адизес не «академик с бородой», хотя бородку иногда отпускает, а очень интересный оратор с живым чувством юмора. Мне из его шуток-анекдотов очень понравилась история о богатом покупателе мозга, который свой потерял, и которому предлагали мозг нобелевского лауреата за 2 000$, а мозг простого Майкла за 250 000$. Почему? Поищите видео, почитайте интервью – узнаете.

Вот мы и добрались до автора  «волшебного пендаля», о котором я говорил в самом начале – Питера Друкера, которого я называю Львом Толстым от менеджмента и монстром менеджмента в хорошем  смысле этого слова.Я много читал статей по его методологиям, например управление по целям (SMART), пытался читать книги, но шло тяжело – недозревший был. Я разговаривал со многими действующими молодыми менеджерами, которые читают много, в том числе по менеджменту – тот же результат. Наверное стиль у Друкера тяжеловат, академичен, а может это следствие перевода на русский язык, который к менеджменту «привыкает» не очень давно.

Но в прошлом году я осилил книгу «Менеджмент»  Друкера, Макьярелло. Причем начиналось всё не сильно оптимистично, но в какой-то момент я понял насколько эта книга захватывающая, как она богата «необычными» мыслями, практическими советами, причем с объяснениями, почему так, а не просто «инструкцией по применению».

Одна из цитат данной книги стала эпиграфом к циклу семинаров-тренингов «Введение в основы менеджмента», став «замахом к волшебному пендалю». Это фраза: «Человек, знающий только методы и принципы, но не понимающий основ менеджмента, — это уже не менеджер, а только техник». Самим «волшебным пендалем» стали рассуждения Питера Друкера о том, одним из ключевых факторов колоссального отрыва США от всего Мира в  развитии экономики в ХХ веке стало развитие менеджмента, как науки, как дисциплины, которой массово обучаются и которая имеет массовое практическое применение и ПРИЗНАНИЕ. Ускорителем «волшебного пендаля» стали призывы Питера Друкера к необходимости именно «всеобщего» непрерывного обучения ВСЕХ менеджеров, а не только «кадрового» резерва или менеджеров среднего или высшего звена.

Интереснейший посыл из книги  — это понятие «будущее, которое уже случилось». Например, демографический фактор, всплеск и или спад рождаемости, через 5-7 лет скажется на количестве первоклашек, 16-18 лет количестве абитуриенов в ВУЗ-ах, 15-20 лет отразится на рынке труда в целом. Это будущее, но оно уже произошло. Такие же примеры есть в научной сфере и технологиях, социальных и культурных аспектах общества. Главное уметь их разглядеть и научиться использовать.

Питер Друкер много рассуждает о том, что в настоящее время менеджерами являются не только те, у кого есть подчиненные, и о том какие противоречия в связи с этим появляются в практике управления, а также о том что менеджмент нужен любой организации , не только коммерческой.

Весь менеджмент Друкер считает, в первую очередь, практикой, хотя его самого считают ученым, одним из влиятельнейших теоретиков менеджмента.

Первую группу в цикл семинаров-тренингов «Введение в основы менеджмента» я формировал, пытаясь применить идею Питера Друкера о пользе для менеджеров от участия в волонтерских программах, которые очень развиты в США. Идея в том, что во время волонтерских мероприятий на них собираются очень разные люди: из разных «отраслей», разных профессий, возрастов, убеждений, вероисповеданий  и т.д., собираются в одном месте, что бы делать одно дело. Эти люди  общаются, что позволяет естественным образом значительно расширить картину мира менеджера, увидеть тех, кто НЕ является его клиентами. Возможно обдумывание того почему эти люди НЕ являются твоими клиентами поможет найти, что-то новое, что даст толчок твоему делу.

И Друкер и Адизес обращают особое внимание на важность «НЕ». Адизес говорит о том, что прежде чем начать планировать, что и как делать, надо определиться с тем, чего НЕ надо делать по данному вопросу. Друкер рассказ о стратегическом менеджменте начинает с того чем НЕ является стратегический менеджмент.

В «44х4.proMANAGEMENT» мы не раз встретимся с моими Учителями, их методиками, приемами, мыслями  применительно уже к конкретным темам, но я настоятельно советую, не откладывая в долгий ящик заглянуть на закладку «Рекомендую» (http://promanagement.by/interesting/ ) и, ознакомившись с её содержанием, рвануть в ближайший книжный магазин.

В заключении настоящего введения (в цикл статей) хочу поделиться как родилось  «4х4.proMANAGEMENT». В моём движении к новой дополнитеьной профессии, и основываясь на упоминавшийся моих убеждениях относительно менеджмента, я спроектировал и уже провел первый цикл семинаров-тренингов «Введение в основы менеджмента».  

Поэтому откуда слово «MANAGEMENT», думаю, понятно. Вот «pro»  имеет двоякую «природу»: от латинской транскрипции русского предлога «про», и сокращения от английского «professional». С «4х4» история более длинная. «4х4» — это структура подачи материала в лекционной части вышеупомянутого тренинга, которая родилась при его проектировании в самый последний момент, и, оправдав себя на первых же встречах с участниками, плотно закрепилась на весь цикл. Предыстория такая.

В 1950-ых годах, американский психолог Миллер, работавший то ли «в», то ли «на» «Bell laboratories», опубликовал результаты своего исследования, которые в популярной литературе называли «Кошелёк Миллера». Говорилось в них, что человек готов удерживать в кратковременной памяти 7±2 «единицы информации», т.е. в кошелёк Миллера можно положить 7±2 монет, неважно какого достоинства. Кстати, говорят, именно поэтому телефонные номера – семизначные. Современные психологи  оценивают мнемические способности современных людей скромнее: 3-4 «монетки» одновременно. А ещё я читал о том, что американские психологи установили, что, не смотря на то, что наши головы «круглые», в них очень замечательно «входят» квадраты, особенно разделенные на квадранты. Не зря в менеджменте  есть множество инструментов,  о которых мы обязательно поговорим, имеющих соответствующее графическое изображение: матрица Эйзенхауэра и производные от неё (тайм-менеджмент), SWOT-анализ (стратегический менеджмент), матрица Бостонской консалтинговой группы (маркетинг) и множество других примеров. Этот блог является неким текстовым продолжением или, скорее, параллелью к циклу семинаров-тренингов, поэтому его статьи будут построены по тому же принципу: из каждой темы я выбираю 4 раздела, а из каждого раздела рассматриваю 4 вопроса, понятия или факта, плюс небольшие введение и заключение. И всем этим с огромным удовольствием делюсь с Вами.

Первый «сезон» блога «4х4.proMANAGEMENT» будет содержать 11 «серий» — статей, что бы получилось красиво — «44х4.proMANAGEMENT». По времени: по одной статье в неделю + после 4-ех недель – одна неделя выходная, + 2 недели, надеюсь, отпуск, где переключусь с писательства на читательство.

Итого 16 недель – к концу сентября «первый сезон» «44х4.proMANAGEMENT» должен быть готов.

К чему эти публичные расчеты? Это я, таким образом,  поместил себя в «местность смерти». О том, что это такое, расскажу в одной из первых статей, которая будет называться «4х4.proИСТОРИЮ», историю менеджмента, конечно.

       В следующей статье «4х4.proИСТОРИЮ»  я расскажу кто, где  и когда:

1) ввел  первый в истории «Гражданский кодекс»;

2) внедрил систему менеджмента качества без помощи ISO;

3) описал применительно к  менеджменту «ведро с крабами»;

4) как на менеджменте отразилась нелюбовь французов к англичанам.

До встречи через неделю!