Пост «4х4.proКОМПЕТЕНЦИИ» получился достаточно длинным, потому что даже в режиме «Введение в основы…» надо сказать довольно много слов, посвященных каждой из четырех базисных компетенций менеджера-руководителя. Напомню их:

планирование (от «предвидения» по-Файолю);

делегирование (современный метод-симбиоз  «распорядительства» и «организовывания» Файоля);

координирование и контроль (слово в слово из ПРОКК-а, но объединенные в одну «комплексную» компетенцию);

развитие (в первую очередь подчиненных, но начав с себя).

В первой части «4х4.proКОМПЕТЕНЦИИ» мы поговорили о планировании и делегировании, а сейчас пройдемся по второй паре: «координировании и контроле» и «развитии».

.

   4.proКООРДИНИРОВАНИЕ и КОНТРОЛЬ

 .

О первой из этой пары комплексной компетенции хотелось бы сказать, обратить внимание: и координирование и контроль призваны СПОСОБСТВОВАТЬ выполнению задач, и в этом заключается их назначение и смысл.

Слегка дополнив определения функций администрирования от Файоля, у меня получились нижеприведенные определения базисных компетенций менеджера.

Координирование – способность эффективно осуществлять деятельность по организации взаимодействия между людьми, группами (организациями) с целью объединения и  гармонизации всех действий и всех усилий при решении поставленных задач для достижения принятых целей.

Контроль – это способность заботиться о том, чтобы всё совершалось вовремя, согласно установленным правилам, отданным распоряжениям и поручениям (делегированию), соответствовало общим целям и задачам организации.

Не забывая о принципе «4х4» переходим к четверке важных фактов о комплексной компетенции «Координирование и контроль».

Во-первых координирование – это организация информационного обеспечения  и взаимодействия всех участников управляемых процессов, как принято в большинстве современных систем управления, с обратной связью.

Менеджер-руководитель должен позаботиться о том, что бы в его коллективе, команде или рабочей группе было создано неписанное правило, существующее на уровне культуры: «Узнал что-то, влияющее на исполнение задачи, движение к цели, – поделись с товарищами (и по вертикали и по горизонтали)». Внедрять такой элемент культуры надо начинать с себя, личный пример руководителя, как правило, является отличным стимулом к использованию лучших практик всеми участниками коллектива. Зачастую руководитель может иметь более широкий доступ к информации, как минимум, внешней по отношению к проекту. Очень важно, что бы менеджер помнил о призвании координирования и контроля  способствовать выполнению целей и задач, и направлял свою информированность именно в это  русло. Получив информацию, надо, обдумав, проанализировав её возможное влияние на выполняемую задачу,  поделиться ей с командой или отдельными исполнителями, возможно, обсудив необходимые корректирующие действия или мероприятия. Не достойно настоящего менеджера, затаившись, ждать и смотреть как его подчиненные или команда «барахтаются» — делают что-то не то или не так (неэффективно), что бы потом их упрекнуть «в воспитательно-дисциплинарных целях».

На стыке координирования и контроля лежит «правило первой обратной связи», упоминавшееся в предыдущей статье, когда речь шла о делегировании. Напомню, ошибкой руководителя при делегировании иногда является то, что он не удосуживается убедиться в том, что подчиненный, которому делегировано выполнение некоей задачи, правильно понял её суть и детали (в которых, говорят, прячется Дьявол). Просто спросить: «Всё понятно?», — самый «вредный» способ, потому что в 99% случаев подчиненный ответит: «Да. Конечно», независимо от того, действительно ли он всё понял. Такой вопрос, да ещё с возможным взглядом на часы или, просто, с разрывом контакта взглядом, понимается: «Разговор окончен, вопросы неуместны». Здесь интересной может быть интонация, которой  подчиненный говорит: «Да. Конечно», и вспоминается анекдот, о том, как профессор объясняет студентам, что двойное отрицание, фактически, является отсутствием отрицания, а вот двойное утверждение не превращается в отрицание, на что студент с места, с некоторой иронией в интонации, говорит «Ага, конечно».

Что бы не стать профессором из анекдота, не сильно заморачиваться на интонацию и невербалику подчиненного на финишной прямой делегирования, можно использовать «правило первой обратной связи». Заключается оно в том, что вы завершаете делегирование примерно так: «Я знаю, что у Вас, кроме этой задачи, есть другие поручения и регулярные работы. Идите к себе, проанализируйте необходимость изменения приоритетов, возможно, сроков выполнения в Ваших текущих задачах с учетом  новой, подумайте, какие ресурсы Вам могут понадобиться для выполнения новой задачи. Через 20 минут (может быть, полчаса, максимум – два часа, — время должно быть достаточным для предварительного анализа делегируемой задачи подчиненным, и, желательно, не позволяющим ему уйти на выполнение других задач) жду Вас с предложениями по приоритетам и срокам Ваших текущих задач, информацией о необходимых ресурсах. И  расскажете мне о вашем видении мероприятий, на которые Вы планируете разбить новую задачу, и последовательности  их выполнения». Вот после этого можно посмотреть на часы или разорвать контакт взглядом. Использование этого управленческого приема, требует дополнительного времени, в том числе, Вашего, как руководителя, особенно на первых порах его «внедрения». Но помните, что время, потраченное на планирование при делегировании, экономит в 10-12 раз больше времени при исполнении делегируемой задачи.

Применение вышеописанного приема решает задачи налаживания обратной связи, осуществления контроля (предварительного или текущего), является одним из способов избегания обратного делегирования.

Вместе со «во-вторых» «proКоординирование и Контроль» мы переходим от первой его части, координирования, ко второй более емкой и сложной – контролю. Главное в контроле – это то, что он является процессом измерения. Эффективно, с пользой для дела, контролировать можно только то, что можно измерить, даже качественные показатели надо стремиться охарактеризовать ОБЪЕКТИВНО измеряемыми параметрами.

Начнем с видов контроля. По времени контроль бывает: предварительный, текущий и финишный.

Предварительный контроль следует предпринимать на завершающей стадии планирования. Неплохо проверить качество плана, как минимум на выполнения двух правил. Первое: заполнены ли все квадранты квадрата ресурсов: время, человеческие ресурсы (с учетом квалификации, способностей и  мотивированности), финансы, материальные ресурсы (материалы, оборудование, транспорт…). Второе: отвечает ли ваш план на все вопросы «лестницы»:

«Для чего?», «Что?», «Когда?», «Как?» и «Кто?».

Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения задачи. Его цель обнаружить отклонения от плана или цели и предпринять корректирующие меры, что бы вернуть выполнение задачи на конструктивный путь.

Регулярное использование предварительного и текущего контроля способствуют и соответствуют проактивной модели управления, что в современных условиях считается лучшей практикой.

Финишный контроль должен быть ВСЕГДА. Всякая выполненная задача должна быть сдана и принята. Глубина этого контроля может обсуждаться и зависеть от разных факторов, но факт наличия финишного контроля должен стать незыблемым правилом.

В-третьих хотелось бы обратить внимание, что в менеджменте,  где объектами управления, как правило, являются  субъекты, а не только и не столько объекты :

МНИМЫЙ КОНТРОЛЬ, ХУЖЕ ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ.

Наверняка Вы слышали о том, что часто в магазинах некоторое (иногда большое) количество камер системы видеонаблюдения являются муляжами. Считается, что это снижает стоимость создания и эксплуатации системы безопасности без ущерба её эффективности.

Хочу разочаровать некоторых менеджеров-руководителей, использующих тот же принцип в создании системы управленческого контроля, развивая бурную деятельность по созданию чрезмерного количества отчетов, которые практически не проверяются, содержание и качество которых, не влияют на оценку персонала. Люди достаточно быстро понимают, что отчеты ни к чему конструктивному не ведут, и начинают делать откровенную «липу». Причем наличие в целом разумно-сбалансированной системе отчетности, как элемента системы управленческого контроля, хотя бы одного такого «мнимого» отчета может дискредитировать всю систему управленческого контроля и отчетности.

В-четвертых proКонтроль – «золотое правило» контроля: «В конце каждого этапа контроля, необходимо обязательно дать обратную связь субъекту управления (контроля)». У обратной связи по результатам контроля есть свои «золотые правила», которыми часто пренебрегают руководители, чаще авторитарного стиля управления. Эти правила таковы:

«Критикуй, отчитывай – наедине, хвали – прилюдно!»

Критикуя или хваля человека, обязательно раскройте предмет критики или похвалы, использовав некоторое количество деталей. Сказать просто: «Спасибо, Павел»,- будет недостаточно. Большую пользу принесет похвала в примерно такой форме: «Спасибо, Павел, за отлично выполненную работу по сбору и анализу данных из других служб предприятия по использованию возможностей он-лайн обучения. Вы применили оригинальный подход к структурированию и представлению данных, благодаря чему, информация становится понятной  с первого взгляда на диаграммы». В этом случае, человек будет уверен, что Вы реально ознакомились с его работой или её результатами, скорее всего также будет и в следующий раз, поэтому «халтура» не пройдёт, и лучше сразу делать работу хорошо, тем более в результате можно получить публичное признание и похвалу, что большинству людей очень нравится. Если Вы будете осуществлять  контроль, но не будете давать обратную связь подчиненным, они могут посчитать, что имеет место «мнимый контроль», о вреде которого мы говорили чуть раньше. Важен не только факт существования системы контроля, но и её позиционирование, о котором мы подробнее поговорим в «4х4.proMARKETING». Главное в позиционировании то, что оно осуществляется ни в системе управления (для нашего текущего случая) или на рынке (в маркетинге), а в головах нашего персонала и потребителей или Непотребителей.

Конечно третьей базисной компетенции «Координирование и контроль» можно посвятить значительно больше времени и слов, но один из приёмов успешного менеджера гласит: «Если дело большое —  раздели на части и сделай первый шаг». Мы уже наметили четыре шага, с развития, совершенствования которых можно начать «прокачку» соответствующей базисной компетенции менеджера –руководителя, теперь дело за Вами.  Превратить знания в привычки менеджера, пройдя через понимание, принятие, навык (после многократного применения), сможете только Вы сами.

XXI век расширил файолевский ПРОКК, добавив к базисным компетенциям менеджера РАЗВИТИЕ. Развивать менеджер должен, конечно, персонал, но это невозможно, если он сам не будет постоянно развиваться в профессиональном, как минимум, плане. Так же, как и в планировании, эту компетенцию менеджер-руководитель должен начать «прокачивать» с себя лично.

.

.

 

Прежде чем приступить к четверке proРАЗВИТИЕ, хочу высказать небесспорную вводную: уровень компетенции подчиненных (ключевой показатель человеческого ресурса, который необходимо учитывать при планировании и всем комплексе управления) – забота и ответственность руководителя, как правило, непосредственного.

А начать proРАЗВИТИЕ я хотел бы с того, что предложил каждому руководителю во-первых поставить в «нужном» месте запятую: «Научить нельзя уволить». В большинстве случаев, запятую и правильнее и проще поставить после первого слова. Часто на стороне даже не самого хорошего, не очень трудолюбивого, иногда совсем не компетентного подчиненного может оказаться Трудовой кодекс; «папа друга», который не последний человек на вашем предприятии; память о его родителях – очень достойных людях, сделавших многое для вашей «фирмы». Может быть, кадровые вопросы, так у Вас заведено, вне Вашей компетенции. Поэтому Вам остается один путь – научить, может быть, тому чему возможно, с учетом способностей и предшествующего образования.

А затем организовать занятость этого сотрудника так, что бы он в рамках полученного научения приносил хоть какую-нибудь пользу. Распространённая ошибка  — найти место такому подчиненному, что бы он, просто, не наносил ущерба, не мешал, ничего или почти ничего не делал. Во-первых, это «разлагает» коллектив, а во-вторых, может быть не так уж и плох этот сотрудник, возможно просто задачи ему несоответствующие его навыкам и знаниям ставились.

Во-вторых proРАЗВИТИЕ, хочется сказать, что в современном менеджменте обучение персонала рассматривается, как один из мощнейших мотиваторов. В первую очередь, это относится  к ведущей трудовой силе XXI века – работникам умственного труда. proМОТИВАЦИЮ у нас будет обязательно отдельная статья в «44х4.proMANAGEMENT», а пока будем считать, что «это нельзя объяснить, это надо, просто, запомнить».

В-третьих  proРАЗВИТИЕ, повторю тезис из введения в данный цикл о необходимости  «всеобщего непрерывного обучения ВСЕХ менеджеров» да и не только. XXI век характеризуется нарастающей скоростью накопления новых знаний во всех областях деятельности, не только управленческой, а, практически, любой вплоть до работы «уборщицы» или «сторожа». Поэтому задача любого руководителя, следить и обеспечивать соответствие уровня знаний и  квалификации своих подчиненных современным требованиям, подходам к выполняемым ими работам.

 

По разным специальностям цикличность в необходимости повышения квалификации различна. По большинству специальностей работников умственного труда периодичность возникновения объективной необходимости повышения квалификации не превышает 3-ех лет, а с учетом появления новых дополнительных задач, часто связанных с оптимизацией численного состава или требования повышения устойчивости и надежности бизнеса, можно с уверенностью говорить о том, что образование современного «офисного» работника должно быть непрерывным.

В-четвертых proРАЗВИТИЕ, я расскажу о самом реальном в современных условиях и, к тому же, самом эффективном, способе обучения «без бюджета». Называется этот способ – НАСТАВНИЧЕСТВО.

Стивен Кови утверждал, что лучший способ научиться самому – это учить других. В этом случае запоминание будет 70+%.

Необходимость учить других мобилизует человека, повышает его ответственность при собственном изучении того или иного материала, при обучении другого обучающий, как минимум, повторяет материал, вынужден его «переварить» сам, что бы рассказать/показать другому. Наставничество, как правило, подразумевает передачу знаний одному или небольшому количеству коллег, что снимает необходимость в «публичных выступлениях» — навык необходимый менеджеру, но не всякому специалисту. Этому навыку  необходимо учиться отдельно, преодолевая серьезные психологические барьеры.

Самым простым способом введения института наставничества является введение «железного правила»: «Человек, обучившийся на платном обучении, обязан в режиме наставничества обучить, как минимум, одного своего коллегу, тому чему, обучался на платных курсах, семинаре, тренинге». Лучших наставников нужно поощрять, в первую очередь, новыми возможностями обучения. Я уверен, что для некоторого количества Ваших сотрудников возможность быть наставником может стать отличным мотиватором.

Самообразование путём чтения книг, необходимо использовать как элемент обучения, но эффективность этого способа обучения считается самой низкой. Я уже приводил цитату древнекитайского философа Конфуция: «Я слышу и забываю, вижу и запоминаю, делаю и понимаю».

Современные ученые установили что человек запоминает (с высокой готовностью воспроизвести через сравнительно продолжительный период времени, скажем, несколько дней): 10% от того, что читает; 20% — слышит; 30% — видит; 50% — видит и слышит; 70% — видит, слышит, делает. Цифры, конечно,  здорово округлены для наглядности, но закономерность понятна. Не зря форма обучения в виде тренингов в последнее время доказывает свою эффективность и набирает популярность.

В заключение рассказа о базисных компетенциях хочется сказать, что рассмотренные четыре компетенции являются, по моему мнению, базисными – теми, которые образуют основание общей компетентности менеджера-руководителя, и к тому же являются общими независимо от специализации менеджера. Но есть множество дополнительных, общих и специальных компетенций и навыков  без которых выполнения управленческих функций практически невозможно, по крайней мере, эффективное их выполнение. Помня четвертую базисную компетенцию, и то, что «завещал великий Ленин», настоящий менеджер XXI века должен «Учиться, учиться и ещё раз учиться».

 Практический Управленческий Прием

«Приближение к оленю»

  .

Пришло время от теории перейти к практике. Сегодня у нас в программе Практический Управленческий Прием  «приближение к оленю» из книг Владимира Тарасова, которые я РЕКОМЕНДУЮ http://promanagement.by/interesting/

«Приблизиться к оленю – означает лично проверить, своими глазами. Ум , логика – это чудесно, но не мешает проверить адекватность своей картины мира с помощью собственных органов чувств»  — В. Тарасов «Искусство управленческой  борьбы».

Цитата, приведенная выше, описывает первый, самый простой (первого уровня), способ «приближения к оленю». Поясню на примере из личной практики.

Однажды, собираясь участвовать в тендере на проектирование, я обнаружил , что на сайте , где размещено приглашение к участию в тендере, конкурсные документы прикреплены в «текстовом» виде (формат MS Word), без подписей и печатей, так бывает у нас часто.

Я обратил внимание, что задание на проектирование – ключевой документ, определяющий предмет проектирования, его объем и содержание, «не очень похож» на тот проект документа, который мне пришлось видеть некоторое время назад. Я решил «приблизиться к оленю», и поехал в конкурсную комиссию, что бы получить конкурсные документы официально «на руки». На месте, я попросил у секретаря конкурсной комиссии копию задания на проектирования с подписями и печатями, что бы убедиться, что в «вордовском» документе все запятые на тех же местах (Помните про «Научить нельзя уволить»?). Девушка заверяла меня в том,  что документ полностью идентичен подписанному, что скан подписанного документа трудно найти, так как он хранится отдельно, а исполнитель, ответственный за конкурс и знающий, где он размещен в дебрях корпоративной информационной системы, отсутствует по служебным делам…Я был настойчив, заверил, что не очень тороплюсь и готов подождать, пока она свяжется с исполнителем и узнает, где «лежит» нужный нам документ. В результате, девушка, секретарь конкурсной комиссии, сама нашла документ и, обиженно сложив губки бантиком, сообщила мне, что она напечатает документ «специально для меня». Напечатав и взглянув на документ, барышня сказала «Ой! А они, действительно, разные». Они отличались не, просто, расстановкой запятых – это были принципиально разные документы.

Не ленитесь, проверяйте сами то, что вам говорят, пишут: смотрите своими глазами (что бы убедиться, например, в том, что перед Вами документ, а не его проект…)  , трогайте (что бы убедиться что бумага, на которой напечатан Ваш буклет, достаточно плотная и мелованная…), пытайтесь сдвинуть (если Вам говорят, то «это» неподъемно, тяжело и сдвинуть с места невозможно…).

Следующим уровнем искусства «приближения к оленю» является «приближение через другого».

Этот уровень используется, если кто-то другой ближе, компетентней Вас к «теме» которую надо проверить. В нем есть три приема.

Первый приём второго уровня «приближения к оленю» —  «Повторение».

Большинству людей надо не более 3-ех раз повторить, что бы сработало. Владимир Тарасов приводит нижеописанный пример. Муж с женой вышли из квартиры, муж выходил последним. Начинают спускаться по лестнице, и жена спрашивает: «Дверь на ключ закрыл?». Что отвечает муж? Наверняка, то же, что и починенный на вопрос «Всё понятно?» в конце делегирования. «Да, конечно». Но «прокачаная» в «приближении к оленю»  жена повторяет вопрос: «Точно закрыл?», муж продолжает «сопротивляться»: «Говорю же, закрыл!». Жена не унимается: «Уверен?». Муж сдается, возвращается и проверяет, закрыта ли дверь.

Второй приём второго уровня «приближения к оленю» —  «Конкретный вопрос».

Этот приём  основан на задавании дополнительных конкретных вопросов, сформулированных так, что бы на них невозможно было ответить без подлинной проверки, не прибегая к откровенной лжи. Пример из личной практики. Мне необходимо было для создания комплекса купить лицензии на операционную систему «предыдущего поколения». Ответственный сотрудник сообщил мне, что «старые версии» операционной системы уже сняты с продажи и недоступны. Я сформулировал вопрос: «С какой даты недоступны «старые версии»? Это важно, что бы определить, случилось это до того как у нас возникли обязательства по созданию комплекса или после!». Как Вы можете догадаться у одного из поставщиков «случайно завалялось» необходимое количество лицензионных дисков с нужной версией программного обеспечения.

Третий приём второго уровня «приближения к оленю»  —  «Измени картину мира».

Он заключается в том, что бы своими вопросами побудить изменить картину мира человека так, что бы он сделал то , что Вам нужно, но «для себя самого». Пример от Владимира Тарасова в виде видео, фрагмента «вырезанного» из видео-версии «Искусства управленческой борьбы», которая доступна бесплатно после регистрации в магазине Онлайн-школы Владимира Тарасова http://russianmanagement.com/shop/main/product_category/27

Как Тарасов изменил картину мира консула? Сначала американский консул отказывал какому-то «совку», но после дополнительного вопроса, оказалось, что он отказывает американскому адвокату, который готовил документы — а «это две большие разницы».

Более подробно с этим  и другими управленческими приемами Вы можете познакомиться в книгах Владимира Тарасова.

На этом рассмотрение «4х4.proКОМПЕТЕНЦИИ« вместе с pro-анонсированным Практическим Управленческим Приемом «приближение к оленю» мы завершили, пришло время начинать использовать их на практике.

Что бы у Вас было время на «закрепление» уже пройденного материала использованием в практике, я «оставлю» Вас не на недельку, как обычно, а на две. Да и при публичных расчетах, которыми я поместил себя в «Местность смерти», в первой статье этого цикла http://promanagement.by/2016/05/29/introduction/ , я обещал себе и Вам одну «выходную» недельку после четырех «рабочих».

Предлагаю Вам приступить к «прокачке» собственной первой базовой компетенции «Планирование», путем разработки своего плана развития 4-ех базисных компетенций менеджера-руководителя и приема «приближение к оленю».

Я очень надеюсь план поможет Вам не оставить всё о чем мы говорили, в области теории и, более того, повысит Вашу управленческую эффективность.

Я практически уверен, что повышение Вашей компетентности в  четырёх базисных компетенций не только повысит отдачу  от Ваших «рабочих» усилий и сверху и снизу, а поможет получать большее  удовлетворение от работы и «расчистит» дополнительное время для любимых людей и занятий за пределами работы.

До скорых встреч!!!