Мотивация внутри человека. Люди разные, мотиваторы у каждого свои. Но людей можно и нужно объединять в некие группы, что бы иметь возможность применить к ним схожие групповые методы управления, в том числе мотивирования. Одним из критериев группировки, можно использовать отнесение к тому или иному поколению.

Американцы Уильям Штраус и Нил Хоув в 1991 году опубликовали книгу «Поколения» а в 1997 году развили свои подходы следующем труде «Четвертое превращение». Они исследовали схожие взгляды, модели поведения, мировоззрения, которые проявляются у групп людей рожденных в определённый период, примерно каждые 20 лет. Они заметили цикличность появления четырех групп в истории США начиная с 1584 года. Исследования в других развитых странах показали аналогичные результаты. Подробнее об истории читайте сами, а мы поговорим о четырех поколениях, которые сейчас являются или скоро станут «трудовыми ресурсам», что бы поговорить об особенностях трудовой мотивации этих групп.

Нас интересуют:

«Бэби-бумеры», рожденные 1943-1960

Поколение «Х» — 1961 — 1981

Поколение «Y» (Милениалы) – 1982 — 2004

Поколение «Z» 2005 — …

Российские исследователи изучающие поколения в Росии (СССР) сдвигают на 2 -3 года.

Что нужно бэби бумерам? Стабильность. Гарантии того, что они смогут работать, как минимум, до достижения пенсионного возраста, а некоторые с удовольствием бы продолжили и дальше. Они обладают богатым опытом и знаниями и хотят их передать «молодым». Они не понимают и не принимают того, что многое в их профессиональном багаже нынешним и будущим поколениям в деятельности не пригодится. Для них важны  признание, выраженное в статусных вещах «званиях».

Чем мотивировать Х-ов? Многим Х-ам пришлось переживать смену общественно-экономической парадигмы в советском обществе на самом взлёте трудовой деятельности. Многие меняли специальность, шли работать не по специальности, на которую только что выучились, переучивались. Многим из этих многих учиться понравилось. Развитие через обучение – это про них.

Тренинги, семинары, но живые, а не он-лайн, могут быть для представителей этого поколения важнее других мотиваторов. Поколение Х-ов предпочитает четкую стабильную структуру организации, фиксированные оклады.

Поколение Y своим отношением к работе «рвёт шаблон» и  Х-ам,  и бэби-бумерам. Y-ки считают и открыто говорят, что работа не является самым важным в их жизни. Другие их ценности: хобби, спорт, тусовки с друзьями, занимают в их жизни не меньшее место, и работа не должна им мешать направлять туда свои интересы и время. Гибкий график работы, дистанционная работа, возможность без лишних формальностей взять незапланированный выходной – это то, что может привлечь и удержать активную часть Поколения Y в организации.

А ещё Y-кам очень важно видеть БЫСТЫЕ результаты, получить подробные разъяснения на старте или описание целей и потом не ощущать пристального контроля. Независимым Y-кам нужен вдохновляющий лидер, а не руководитель.

Поколение Z только формирует сейчас свою систему ценностей. Описания этого поколения встречаются очень противоречивые. Думаю, о трудовой мотивации поколения Z нам пока говорить рановато.

Какой важный мотиватор Y-ков  пропущен?

Вы сами то кто?

Следующий пост о связи мотивации и мотивирования с базовыми компетенциями менеджера.

proMOTIVATION2COMPETENCE