Сегодня свой пост я начну с выполнения обещания, данного в конце прошлого – расскажу о КИВИ.

В любой нашей деятельности, в том числе профессиональной мы чаще и больше всего  действуем автоматически, по привычке.

Приобретая привычку, мы сознательно или бессознательно проходим по «лестнице»: знание, понимание, принятие, навык, привычка.

Знание – информация которую мы получили в процессе восприятия (смотри пост proПСИХОЛОГИЮ). Информация эта может быть теоретической (мы прочли, услышали…что-то полезное или интересное) или практической – мы получили опыт в какой-либо ситуации.

Понимание – это осознание, нахождение смысла в воспринятой информации, возможно с предварительным «переводом» её на «свой» язык. Например в теории психолога Дэвида Колба, специализирующегося на обучении взрослых, есть цикл обучения состоящий из четырех шагов: конкретный опыт (у нас – знания), мыслительное наблюдение (понимание), абстрактная концептуализация (принятие), активное экспериментирование (приобретение навыка). Т.е. в момент «понимания», я «абстрактную концептуализацию» перевожу как «принятие».

Принятие – это сопоставление понятого (осознанного и осмысленного) знания со своей системой ценностей и внутренних установок, попытка вписать новые знания в «свою жизненную теорию» или принять решение о неприятии, по причине несовместимости.

Навык – это результат активного экспериментирования по Колбу. По Стивену Кови, навыки находятся на пересечении кругов знания, умения, желания делать. В результате многократного повторения некоего действия, мы начинаем делать его автоматически, не задумываясь о последовательности «элементарных операций» внутри этого действия. Но от привычки навык отделяет ещё один шаг. Для применения навыка мы должны принять решение о его применении в конкретной ситуации, может быть, выбрать, какой же из навыков применить в данной ситуации.

Привычка – это навык, который применяется не задумываясь.

Привычки часто бывают «полезные» и «вредные». Вредные привычки, как правило, не требуют особых усилий при «понимании» и «принятии», часто они осваиваются в результате «социального давления». Например, «Все ребята во дворе курят, а я чем хуже?» — помните?

А вот путь к «полезным» привычкам обычно не бывает таким простым и лёгким. Что бы довести до привычки некие управленческие компетенции или практические управленческие приемы, о которых мы говорили, приходится трудиться, преодолевать собственные инерцию и лень, «нехватку времени» и т.д. Практически все «методики  саморазвития» предлагают разбить «большую задачу» на маленькие шаги и сделать ПЕРВЫЙ, а дальше, скорее всего, будет и второй небольшой шажок, и вот уже мы идем по дороге к своей цели. В качестве первых шагов (понимание и принятие) к тому, что бы превратить знания об управленческой и сопутствующих теориях, компетенциях и приемах в навыки и привычки предлагаю Вам воспользоваться методом КИВИ. Впервые с аналогичной системой я столкнулся у Ицхака Пинтосевича, называется она 3П (Понял, Применю, Поделюсь).

Позже я нашёл метод КИВИ, который в большей степени вписался  в «тему», что квадрат, разделенный на квадранты, хорошо входит в наши «круглые» головы и более подходит к формату «4х4».

Намек о том, что означает КИВИ уже был в конце предыдущей статьи, а сейчас расскажу чуть подробнее.

Стивен Кови утверждал, что лучший способ научиться самому – это научить кого-то другого. Соответственно «К» означает «Кого или Кому», т.е. кого Вы научите полученному знанию, или , как минимум, кому о нём расскажете. Очень желательно, что бы этот Кто в этом знании нуждался, даже если он об этом и не знает.

Первая «И» означает «Интересно». Часто психологи говорят, что лучше запоминается информация «окрашенная» эмоционально. Мне кажется интерес – очень не плохая сопутствующая обучению эмоция. Найдите в знании, к которому применяете метод КИВИ, самое интересное.

«В» соответствует «Важно» или «Верю!», с «Важно» всё понятно, а про «Верю!», хочу сказать отдельно. Иногда бывает, у меня, слушаешь кого-нибудь человека или читаешь статью или книгу, вроде бы все понятно логично, не вызывает отторжения, веришь, в общем. А в какой-то момент, какая то фраза или высказанная мысль вызывает некую эмоцию, когда хочется про-себя крикнуть или хотя бы громко сказать «Точно!», «Вот это то самое…!», «Верю!!!». То есть мы нашли что-то, что нас «зацепило», возможно мы часто сами так думали, но не получалось сформулировать, домыслить до логического завершения.

Второе «И» соответствует первому шагу в сторону приобретения навыка (активного экспериментирования), — «Использую». Важно решить использовать на практике какую-то часть знания, хотя бы разок, но лучше два, в самое ближайшее время, лучше сегодня-завтра, в крайнем случае, в течение ближайшей недели.

Как метод КИВИ применять. Во-первых, так же, как и план, КИВИ бывает только письменным. Александр Фридман обращает внимание на то, что «планировать» и «строить планы» — это очень разные вещи.

Во-вторых, на применение метода КИВИ надо планировать специальное время. Во многих сферах деятельности действует «правило 20-ти минут». Под этим правилом есть и физиологические и психологические предпосылки, которые говорят о том, что рассчитывать на результат от деятельности, которой Вы посвятили менее 20 минут вряд ли стоит. Правда в наш «скоростной» век, очень много популярных или часто популистских методик в сфере физических упражнений, обучения и т.д., предлагают тратить «всего 20 минут» в день и получать «гарантированный» результат. Это методики «на грани», вроде бы не врут, а проповедуемая регулярность является, безусловно, обязательным и неоспоримым условием. Человек может решить для себя, что где 20, там может хватить и 18-ти, а может и 15-ти минут, а это уже практическая гарантия отсутствия результата. Поэтому помните, что в «правиле 20-ти минут» (написаны или нет) главные слова «НЕ МЕНЕЕ».

В-третьих, для чего применяется метод. Первое, это для «понимания» и «принятия» неких знаний, полученных в результате прочтения статьи блога, книги или её главы или раздела прослушанной лекции… Второе, после некоторого существенного эпизода, события в Вашей профессиональной деятельности, например, серьезного и(или) важного разговора с руководителем или подчиненным(и), важных переговоров, собрания или совещания, посвященного «глобальным» вопросам (не стоит делать КИВИ после каждой планерки или рабочей встречи).

В-четвертых, выделив себе не менее 20-ти минут, берите лист бумаги, делите его на 4 «квадранта», расставляйте в каждом их них по одной букве из КИВИ,  и, в любом порядке (у меня в разных ситуациях получается по разному, бывает что начинаю и с «Кому»), начинайте «понимать» и «принимать», записывая в них то что было Интересно, Важно, что Вы из этого Используете в самое ближайшее время, и с Кем Вы поделитесь своими «ИВИ», что бы обучаясь, и его научить. У меня, из опыта, получаются не одинаковые «квадранты». Вертикальную линию я провожу посередине листа, а вот столбцы на «строки» делю не на равные:  «Кому» и «Использую» у меня требуют меньше места, чем «Верю» и «Интересно». Я пишу, как правило, от-руки, часто, прямо в книге, которую читаю, иногда уже в процессе чтения, расставляю соответствующие буквы на полях.

Уверен, «метод КИВИ», можно и нужно отнести и к практическим управленческим приемам, т.к. он может использоваться, например, в рамках  базисной управленческой компетенции «Развитие», причем по своей сути охватывает и саморазвитие менеджера-руководителя и развитие подчиненных, попавших в список «К».

Что бы закрепить на практике, показать пример использования этого метода я поделюсь с Вами (Вы моё «К») своим «ИВИ» по книге своего базисного Учителя Владимира Тарасова «Технология жизни. Книга для героев», которую и Вам очень рекомендую http://promanagement.by/interesting/

Для меня Тарасов и его книга «Технология жизни. Книга для героев» является одним из столпов моей «внутренней личной жизненно-управленческой теории». А кое-что из неё и следующих книг Владимира Константиновича я взял в качестве практических управленческих приемов. Например, при рассмотрении базисных компетенций менеджера –руководителя, мы познакомились с приемом «приближение к оленю» http://promanagement.by/2016/06/28/competence2/

Делясь своим КИВИ, я о чем-то расскажу «своими словами», возможно, при этом что-то от Тарасова потеряется, но Вы ведь знаете первоисточник, а где-то приведу цитаты автора, они будут в кавычках. Надеюсь, такой формат ни в коей мере не нарушит авторских прав моего Учителя. До сих пор я только книги Владимира Тарасова читал, а с этой недели начинаю учиться в он-лайн школе https://premiummanagement.com/

Начну с Интересно. Само изложение, стиль, форма  явились для меня, когда я впервые читал  эту книгу в формате «самиздата», интересными и необычными. Книга  представляет собой связанные общей нитью восемь десятков коротеньких глав-притч, в которых мысли автора чередуются вплетенными в канву восточными и не только притчами и китайскими стратагемами. Книга «небольшая», но не читайте её, пожалуйста, «запоем» за два часа. Думаю, Вы, как и я, вернетесь к этой книге ещё не раз, но и сразу не торопитесь, пожалуйста.

«Смысл всякой деятельности лежит вне её пределов…И смысл жизни вне её пределов». Внутри самой деятельности могут быть отдельные, даже законченные, части, может даже – суть, но смысл всегда за пределами. И оценить что-то «в целом», по-настоящему, можно только извне, в пространстве или во времени. В «Управлении по Макиавели» у Владимира Тарасова есть великолепная метафора о том, что долину можно нарисовать только с горы, а вот гору рисовать, надо находясь в долине.

Интересной главе, очень полезной особенно начинающим менеджерам, про горизонтальную карьеру, предшествует глава «Учитель боевых путухов» с древней восточной притчей. Я решил познакомить Вас с ней в исполнении автора. Я «вырезал» этот кусочек из доступной бесплатно на сайте он-лайн школы Владимира Тарасова видеоверсии «Искусства управленческой борьбы». https://premiummanagement.com/shop/main/product_category/27

«Сила в безразличии…В безразличии к любому препятствию, ведь ни одно из них не способно остановить человека на его пути» .

Даже если у Вас ещё нет той большой цели, о которой пойдет речь в Важно, но есть достойная цель и праведный путь к ней: «Безразличие – Вам в помощь». Помогает, проверено!

Переходим к «В» из КИВИ  — Важно.

Начну с того, чем начиналось и что упоминалось в финальной части Интересно – о Большой цели.

«Большая цель – это цель, к которой можно прийти. Но только после смерти. Маленькой цели можно достичь и при жизни. Большая цель помогает увидеть свой путь».

Очень философская и глубокая цитата. Я «кручу» её в голове уже лет 20. Аналогичные посылы я встречал во многих «мотивирующих» и бизнес-книгах. И только в прошлом году, как мне кажется, я нашел свою цель и свой путь, об этом я рассказал в первой статье этого блога http://promanagement.by/2016/05/29/introduction/

Желаю и Вам найти свою Большую цель, которая укажет Вам путь. Даже пока Вы не готовы к Большой цели, тренируйтесь — начинайте ставить себе достойные цели в пределах жизни и идти  к ним праведными путями, будучи безразличными к препятствиям.

Во-вторых проВажно из «Книги для героев», хочу рассказать о «Быть, а не казаться». Лет 20 назад, когда я впервые прочел «Технологию жизни», у меня сложился принцип: «Надо быть, а не казаться», так и шёл я с ним по жизни. Пару лет назад, очередной раз перечитывая книгу, я обнаружил, что фраза то звучит помягче: «Лучше быть, чем казаться». А в «Управлении по Макиавели», Владимир Константинович говорит, что руководителю иногда даже полезно казаться, а не быть. Посыл вроде бы в том, что «Лучше быть, чем казаться», но если высшая цель требует, то руководитель («Государь») может себе позволить, а иногда и обязан казаться, а не быть, что бы обеспечить безопасность, процветание и т.д. своего государства (организации).

Не так давно мне встретилась книга уже не раз упоминаемого Стивена Кови «Быть, а не казаться». И снова я вернулся «на круги своя». Поразмыслив, я пришел к выводу, что в качестве базисного жизненного принципа можно использовать и более «жесткую» формулировку «Надо быть, а не казаться», особенно по молодости,  а в управленческой практике более уместным является более «мягкая» формулировка «Лучше быть, чем казаться». Вот ещё одно из проявлений маргинальной сущности психологии менеджера-руководителя, о которой мы говорили в предыдущей статье блога http://promanagement.by/2016/08/24/4x4-propsychology/

Очень важное и практичное управленческое правило: «Награждается и наказывается не человек, а его деяние». Менеджеру очень важно сохранять объективность, а это правило ему в этом здорово помогает, так как даёт подсказку, отвечая на вопрос «Как?» из «лестницы вопросов» (вспоминайте proКОМПЕТЕНЦИИ), которой можно и нужно пользоваться не только при планировании.

— «Для чего?». … для того чтобы торжествовали Справедливость и Порядок.

— «Что? (делать)». Наказывать и награждать (поощрять).

— «Как? (наказать друга, если придется, и наградить того, кто Вам не нравится)». Не друга наказываешь, деяние его нехорошее, так, что пусть не обижается, а если всё равно обижается то, это не Ваша, а его проблема. И ещё раз напоминаю, как правило, поощрять лучше публично, а наказывать с глазу на глаз.

— «Когда?». По результатам финишного контроля, обязательно. В случае, если выявлены «неожиданные» проступки или подвиги, не спеша, все хорошо обдумав и оценив последствия, и помня правило о том,  что принимать решения, в том числе о награждении или наказании, надо «не потому что, а для того что бы».

— «Кто?». Думаю, что функцию награждения и наказания делегировать не стоит.

И четвертое Важное управленческое правило: «Выбирая путь, думай, кто по нему пойдет». При рассмотрении компетенции менеджера «Планирование», мы говорили о том, что руководитель при планировании должен учитывать и планировать человеческие ресурсы, которые обладают такой характеристикой, как квалификация. Рассматривая психологическую сторону деятельности  менеджера, мы говорили о том, что руководитель должен знать темперамент и другие психологические характеристики своих подчиненных, что бы не поручить флегматику вести корпоратив . У Владимира Тарасова примеры, конечно, более «литературные»: «Не направляй робкого на переговоры к наглому. Не сковывай подробными инструкциями сообразительного».

Переходя к Использую, скажу , что обычно, используя КИВИ к чему то новому, глагол «Использую» стоит в будущем времени. В данном случае КИВИ я применил, кстати, впервые, к книге, с которой я знаком уже много лет, причем не перестаю черпать из неё что-то новое при каждом пере-чтении. Большая часть «Использую» будет во времени «давно-настоящем».

В первой же статье  этого блога я применил к себе самому один из управленческих приемов — «Поместить в местность смерти». http://promanagement.by/2016/05/29/introduction/

 

Я применил его к себе и рассказал, как его применяли известные люди к себе и своим воинам. В «Технологии жизни» есть отличный управленческий пример для применения этого приема: «Если обязанность очень важна, надо поместить исполняющего её в местность смерти. Освободить его от всех других обязанностей, оставив ему только одну. Один человек – одна обязанность. Один человек  — одна задача. Тогда он не сможет, не выполнив порученное, сослаться на другие обязанности или задачи».

 

Второй прием, который я Использую, а мы разбирали, рассматривая базисные компетенции менеджера руководителя — «Приближение к оленю» http://promanagement.by/2016/06/28/competence2/

 

Мы рассмотрели его в расширенном «Искусством управленческой борьбы» варианте, но впервые об этом приеме я узнал из «Технологии жизни. Книги для героев» и начал использовать в самом простом варианте: «Заходите. Открывайте. Заглядывайте. Приезжайте. Лично осматривайте. Сами пробуйте нажать. Трогайте рукой. Поднимайтесь на чердак. Заглядывайте под колеса. Убеждайтесь лично. Встречайтесь лично».

Разбирая правила применения приема «Поместить в местность смерти», мы говорили, что он применяется только к себе или своим. А вот для врага (противника) есть прием «Покажи врагу дорогу жизни». http://promanagement.by/2016/06/21/competence1/

« Сделай для противника дорогу к его поражению удобной или в худшем случае приемлемой…Если противник в отчаянии и не видит иного выхода, кроме борьбы, его трудно победить. Помочь ему сложить оружие – вот задача…Догоняя бегущего противника, нельзя преследовать его слишком напористо. Иначе обернется и будет стоять насмерть». Помните этот прием, например, при подготовке к переговорам, на которых Ваша позиция заведомо сильнее, подготовьте сами для своего оппонента «дорогу жизни». Будьте мудрее, хладнокровнее, благороднее, и количество Ваших побед будет только расти.

На четвертое Использую из  «Технологии жизни. Книги для героев» натолкнул меня Александр Фридман в своей книге про эксплуатацию подчиненных, которую я уже дочитываю и всем менеджерам настоятельно рекомендую http://promanagement.by/interesting/.

В «Технологии жизни» этот прием называется «Удерживай, вредом, а двигай выгодой». Владимир Тарасов пишет: «Лучший способ удержать человека на его позиции – это указать ему на вред, опасность первого же шага…Куда вы!Там сейчас такое творится!…А двигать человека лучше выгодой, а то и просто своей уверенностью… »

Очень надеюсь, что если Вы до сих пор  с «Технологией жизни…» не познакомились, я Вас хоть немного да заинтересовал. Кстати для тех , кто не очень любит читать, или у кого «не хватает времени» на поиск, покупку и чтение бумажных книг, в интернет-магазине онлайн школы Владимира Тарасова эта книга в аудио- формате есть бесплатно, надо просто зарегистрироваться. https://premiummanagement.com/shop/main/individual_product/20

Читайте книги настоящие!!!

До встречи через неделю.